Транспорт
Скважины дорог. Автомобилисты оказались самой рентабельной «новой нефтью»?
Заинтересованные структуры регулярно изобретают все новые способы отъема денег у относительно платежеспособной группы граждан – у владельцев авто.
Метафору «люди – новая нефть» в 2009 году озвучил вице-премьер Сергей Иванов. И тогда он имел в виду не тот смысл, который сейчас подразумевается большинством россиян. Ныне эту фразу толкуют следующим образом: когда государство не может получить желаемые доходы от продажи сырья – оно компенсирует это за счет населения. Похоже, структуры, ищущие легких способов извлечения прибыли, считают автомобилистов неиссякаемой скважиной и планируют выкачать ее досуха.
Платники убивают альтернативные дороги
Недавно председатель правления госкомпании «Автодор» Вячеслав Петушенко на площадке форума «Инфраструктурные инициативы бизнеса» говорил о достигнутых результатах и дальнейших планах по развитию сети скоростных (он использовал этот эвфемизм, вероятно, чтобы не произносить слово «платных») дорог. Результаты действительно впечатляют.
«С каждым годом мы видим рост востребованности наших трасс у пользователей. В 2024 году общее число проездов по всем скоростным дорогам госкомпании «Автодор» превысило 379 миллионов, что на 33% больше, чем в 2023 году. И в этом году мы также прогнозируем увеличение трафика»,
– заверил он.
А куда ж податься бедному автомобилисту? В качестве примера возьмем трассу М4 «Дон» в Ростовской области. На севере региона платными участками «Автодор» путем реконструкции сделал ранее существующую дорогу. В результате практически не осталось альтернативных, бесплатных маршрутов объезда. Нельзя же всерьез считать таковым предложенный «Автодором» объезд платных участков автомагистрали в Ростовской области через Волгоградскую. Так себе альтернатива – маршрут на пять часов продолжительнее!

Интересные вещи происходят там, где ПВП можно объехать по короткой дуге.
Например, на объезде может появиться «кирпич», как это происходило на выезде из поселка Глубокий на трассу М4 «Дон», а возможный вариант выезда без нарушения ПДД вел на пункт взимания платы на 911 км автомагистрали.
Или на местной дороге, к примеру, ведущей в объезд ПВП на 803 км М4 «Дон» через Алексеево-Лозовское, начинаются в массе появляться лежачие полицейские, знаки, ограничивающие скорость до смешной, и камеры, фиксирующие ее превышение.
Наверное, для того, чтобы не повадно было бесплатно ездить?
Есть еще один фактор, приводящий в негодность альтернативные дороги. Это хорошо видно на примере Каменска-Шахтинского, через который проходит как основная трасса М4 «Дон», так и ее альтернатива. Поток машин, устремляющихся в объезд платников, разбивает в хлам муниципальные дороги, а потом они годами ждут денег на ремонт из бюджета региона. В бюджете города таких денег просто-напросто не бывает.
Вынудить автомобилистов выбрать платный маршрут можно разными способами. В Ростове-на-Дону, к примеру, дорожники любят затевать ремонты на альтернативном участке трассы М4 «Дон». И едут люди на платники, чтобы в пробках не стоять.
Глава «Автодора» не преминул упомянуть, что за счет доходов от сбора платы в период 2024 – 2030 годы экономия средств федерального бюджета составит 326,6 млрд рублей. Таким образом, подчеркивает Вячеслав Петушенко, страна сможет не тратить деньги бюджета на автодороги, а направить их на реализацию других важных проектов.
Можно было сказать и другими словами: деньги будут сэкономлены за счет автомобилистов, которые уже заплатили в бюджет и транспортный налог, и акцизы, включенные в топливо.

В ряду двух столиц – провинциальный городок с платником
Схема платных дорог весьма привлекательна для извлечения прибыли. И вот платники стали появляться уже и в городах. Пионером, насколько известно, выступила Северная столица. Чтобы преодолеть весь Западный скоростной диаметр Санкт-Петербурга, нужно заплатить минимум одну тысячу рублей.
Следом подтянулась и Москва. С 15 февраля 2025 года изменились правила проезда по Московскому скоростному диаметру.
Его сделали платным даже для москвичей. Пока частично, пока платить придется всем только по будням с 07:00 до 11:00 и с 16:00 до 20:00. В остальное время проезд останется бесплатным, надо полагать, пока автомобилисты не привыкнут. Условия могут пересматриваться, если загрузка МСД будет достигать 6–7 баллов, отметили в столичном департаменте транспорта.
Однако вернемся на трассу М4 «Дон». Есть в Ростовской области городок с названием Каменск-Шахтинский, хорошо известный тем, кто хотя бы раз во время сезона отпусков ездил по трассе М4 «Дон». Каменск-Шахтинский отделен от пригородов Северским Донцом.
На реке – всего два моста. По одному из них проходит платный участок трассы М4 «Дон», по другому – альтернативный ее маршрут.
Понятное дело, что летом на здесь наблюдаются огромные пробки. Этим фактом воспользовался предприимчивый бизнесмен, построивший собственную платную дорогу, хотя формально он взимает с автомобилистов деньги за проезд через реку по понтонной переправе.

Пишу об этом потому, что хорошо знаком с ситуацией, но не уверен, что Каменск-Шахтинский – единственный провинциальный городок, где удалось наладить столь удачный бизнес.
От платников к штрафам
Платные дороги – это, все же, частный случай выкачивания денег из автомобилистов. Есть в наличии и всеобщая система – штрафы, которые не только ужесточаются с завидной регулярностью, но и плодятся.
Совсем недавно, например, ввели денежное наказание за несертифицированные автомобильные лампы. Долго бушевали страсти по поводу возможности пользоваться за рулем мобильными телефонами и другими электронными устройствами, не входящими в комплектацию автомобиля. И пока не понятен итог этих законодательных инициатив. Удивительно, что дело пока не дошло до запретов курения за рулем.
Здесь следует сделать небольшое отступление. Наказание за нарушение ПДД – мера абсолютно необходимая. И в первую очередь штрафы должны служить профилактике нарушений и согласовываться со здравым смыслом, а уже затем быть источником пополнения бюджета. А как у нас?
Впрочем, лучше процитирую заместителя председателя Межрегионального профсоюза водителей-профессионалов (МПВП) Сергея Волощука, который говорил о преднамеренно сконструированных ловушках на дорогах, позволяющие штрафовать водителей.
– Самая незащищенная каста — это водители. Такие ловушки делают не только по «Платону», а по всему: по скоростному режиму, по парковкам, — уверен он — Сейчас есть много знаков, разметок, которые противоречат друг другу. Ты заведомо уже нарушаешь. Это касается всей видеофиксации нарушений.
А меж тем, количество камер на дорогах растет из года в год…
Продолжаем перечислять способы отъема денег у автомобилистов.
«Платон» и другие недруги перевозчиков
Дальнобойщиков и водителей грузовиков кроме всего перечисленного нагрузили и массой других проблем. От них можно услышать много нареканий на некорректную работу автоматических рамок весового и габаритного контроля. О том, что они выписывают огромные штрафы без достаточных на то оснований.
Еще одна животрепещущая тема – сбои системы «Платон» в зонах работы средств РЭБ. Казалось бы, что все точки над «ё» расставлены. Еще 21 февраля разлетелась новость о том, что Минтранс России совместно с Федеральным дорожным агентством и оператором системы «Платон» инициировал процесс по реализации ряда мер, связанных со штрафами, выставленным перевозчикам системой контроля в зоне действия РЭБ. А страсти продолжают бушевать.
– Оспорить несправедливые штрафы за «Платон» практически невозможно,
– утверждает Сергей Волощук, которого уже доводилось цитировать.
Тотальная расстановка знаков 3.4 «Движение грузовых автомобилей запрещено» в городах и увеличение штрафов за проезд под ними стало еще одной проблемой для водителей грузового транспорта.
К примеру, в Ростове-на-Дону после создания грузового каркаса, который стал причиной огромного количества необоснованных штрафов, водители большегрузов были готовы отказаться от обслуживания объектов, находящихся в черте города. Ситуация накалилась до того, что в нее вынужден был вмешаться врио губернатора Ростовской области Юрий Слюсарь, пообещавший наладить систему.
Это только на первый взгляд, перечисленные проблемы грузового транспорта касаются исключительно перевозчиков. Логистика – это бизнес, владельцы которого переложат свои затраты на рядовых потребителей.
Как эффективнее доить пожилых?
На днях довелось почитать обращение Госавтоинспекции к водителям старше шестидесяти лет с предложением отказаться от управления автомобилем. Сотрудники ГАИ с фактами о человеческой физиологии доказывали пожилым людям, что те, кому перевалило за шестьдесят, не могут полноценно и безопасно выполнять какую-либо работу и водить автомобиль. Убедительно, честно говоря, доказывали.
Первое предположение, которое возникает при прочтении – гаишники усомнились в целесообразности поднятия пенсионного возраста. Однако, стоп, сам себе думаю: не могут быть пчелы против меда, а государевы люди – против политики своего работодателя.
Наиболее логично предположить, что началась подготовка общественного мнения в пользу того, чтобы обязать пожилых людей проходить дополнительные медицинские и экзаменационный комиссии – за право водить машину пожилые должны доплачивать.
Это все способы отъема денег у автомобилистов?
Скважина должна работать непрерывно. Похоже, даже страта автомобилистов, готовящихся выйти в тираж, весьма рентабельна! О сколько чудных инициатив ожидают еще тех, кто за рулем!
