Транспорт
Середина пути. Почему трасса М4 «Дон», несмотря на платники, не стала автобаном. И, скорее всего, не станет никогда
Минуло ровно 25 лет с того момента, когда на трассе М4 «Дон» появился первый платник. 4 октября 1999 года между Задонском и Воронежем в объезд сел Хлевное и Конь-Колодезь открылся первый реконструированный под оплату участок автомагистрали. Родилась надежда, что в России появится свой первый автобан.
Реконструкция двигалась в основном с севера на юг. Дойдя до середины пути, потенциальный автобан в Ростовской области уперся в Каменск-Шахтинский.
Первый платник на трассе М4 «Дон»
В 90-е годы мне доводилось очень часто ездить по трассе М4 «Дон». Я прекрасно помню то ощущение, когда после двухполосной «убитой» дороги в Тульской и Липецкой областях ты за Задонском выезжаешь на реконструированный участок в объезд целого ряда сел, среди которых, кроме уже упомянутых, были какие-то Маланинские и Дубовские Выселки с обильной придорожной торговлей, изрядно мешающей движению. А тут вылетаешь на качественное широкое шоссе – лепота!
Кстати, долгое время этот участок был абсолютно бесплатным.
Потом, когда появился первый ПВП, плата для тех времен была мизерной. Зато на этом первом платнике очень долгое время не «паслись гаишники», не было никаких нелогичных дорожных знаков и вообще – никаких препятствий, мешающих движению. Эти нехитрые меры привели к тому, что среди автолюбителей укоренилось мнение: лучше заплатить «три копейки» и ехать без проблем, чем тащиться по населенным пунктам со светофорами, пешеходными переходами и доблестными представителями ГИБДД… Слухи о первом «кусочке автобана» на трассе М4 «Дон» разлетелись по всей Руси Великой! Знали бы тогдашние поборники платников, чем это все закончится.
Вначале платники были объездами
Превращение трассы М4 «Дон» в платную дорогу практически на всем своем протяжении легко отследить по датам открытия платных участков, размещенным на сайте «Автодора».
Но, что характерно, платные участки, проходящие по территории Московской, Тульской, Липецкой и Воронежской областей являются объездами населенных пунктов различной величины.
Проходящая через них – параллельно новой автомагистрали – старая трасса оставалась вполне приемлемым бесплатным вариантом проезда. Или, как любит выражаться пресс-служба «Автодора», альтернативной трассой М4 «Дон».
Этот тезис легко доказывается взглядом на карту. Трасса М4 «Дон» в своей северной части обогнула Каширу, Богородицк, Ефремов, Елец, Задонск, Воронеж, Лосево, Павловск, Верхний Мамон, Богучар…
Середина пути – Каменск-Шахтинский
И вот платные участки трассы М4 «Дон» добрались до Ростовской области. Первые три платника в регионе появились южнее Ростова-на-Дону. А весной нынешнего года открылись ПВП на 803 и 911 км автомагистрали.
Последний из них всего лишь в 20 км севернее Каменска-Шахтинского. А сам платный участок прошел через город, рассекая населенный пункт на две неравнозначные части.
Платный участок через город – это нонсенс. Можно, конечно, включить режим сарказма, поиронизировать на тему федеральной трассы, проходящей по городской улице с названием «Народная»: мол, как корабль назовешь… Вот и проезжает по улице Каменска-Шахтинского народ со всей страны.
Однако тем, кто преодолел половину пути с центральных регионов России до Черноморского побережья Кавказа или Крыма совсем не весело от того, что в середине маршрута их поджидает засада. Возможно, поэтому Каменск-Шахтинский получил эпитет «проклятого места» трассы М4 «Дон».
Когда платники потеряли альтернативу?
Впервые о реконструкции трассы М4 «Дон» в районе Каменска-Шахтинского заговорили примерно в 2009 году.
Первый проект платного участка трассы предусматривал обход Каменска с востока. В районе станицы Калитвенской планировали построить мост через Северский Донец.
В этом же месте должна была появиться развилка двух новых дорог: одна из них шла по левому берегу реки до Белой Калитвы, где вливалась в автодорогу Р260, ведущую к Волгограду, а вторая — надо повернуть на юг и пройти по степи параллельно нынешней трассе М4 «Дон», но в обход многих населенных пунктов.
Однако уже в конце 2011 года появился новый план, который предусматривал прохождение трассы М4 «Дон» непосредственно через Каменск-Шахтинский. И уже тогда, задолго до присоединения Крыма, до СВО и до закрытия аэропортов на юге России, было понятно, что этот этот участок станет узким местом всей федеральной трассы.
А еще он создаст массу проблем горожанам, потому как единственно возможный бесплатный вариант объезда платника на трассе М4 «Дон» проходит также через Каменск-Шахтинский – по западной городской окраине.
12 декабря 2011 года в Каменске-Шахтинском прошли публичные слушания проекта платного участка трассы М4 «Дон», проходящего через город.
С проектом реконструкции присутствующих ознакомили тогдашний заместитель начальника территориального управления госкорпорации «Автодор» Олег Плешаков и представитель московского ЗАО «Институтпроект» Светлана Городовая. Они на чистом глазу уверяли присутствующих, что трасса получится весьма современной, «с элементами немецкого автобана». Строительство тех самых элементов должно было начаться в 2012 году.
Впрочем, как выяснилось позже, единственным достоинством этого проекта стало то, что он до сих пор не был реализован в полном объеме. У госкорпорации «Автодор» теоретически еще остается возможность все исправить.
Проект платника возрастом 12 лет
Трасса М4 «Дон» платниками прирастать будет
Спустя 12 лет – летом 2024 года – «Автодор» вновь заговорил о реконструкции трассы М4 «Дон» с 933 по 1024 км. То есть от Каменска-Шахтинского до ростовского аэропорта Платов. Речь идет о ее расширении до шести полос. И конечно же, весь этот участок станет платным. Нетрудно представить, какие огромные пробки ожидают автомагистраль все то время, пока реконструкция не закончится. А также огромный поток транзитных автомобилей, который устремится через Каменск-Шахтинский в поисках альтернативной дороги на юг.
Можно лишь строить версии, почему «Автодор» отказался от своей первоначальной стратегии:
строить платные обходы населенных пунктов, сохраняя прежнюю, ранее построенную трассу М4 «Дон» в качестве бесплатной альтернативы.
В частности, почему Каменск-Шахтинский лишился восточного обхода.
В качестве забавной можно выдвинуть версию, что в степях на севере Ростовской области находится какая-то суперсекретная аномальная зона, не позволяющая строить крупные автомагистрали. Можно настаивать и на версии, что руководство региона не смогло достичь консенсуса с госкорпорацией о правильной стратегии развития трассы или, наоборот, что сумело выгодно договориться. Однако наиболее правдоподобной выглядит версия о том, что «Автодор» погнался за прибылью. Недаром ведь появилось выражение — «люди – новая нефть».
Автомобилисты при этом – самое выгодное «сырье», самая мякотка! Их доят уже давно: и ценой машин, и акцизами на топливо, и транспортным налогом, и штрафами, и ОСАГО… Выдержат они и платные дороги через город, считают те, кто умеет деньги считать.
А если говорить серьезно, то «Автодор», на взгляд многих, должен вернуться к стратегии вложения длинных денег в обмен на современную транспортную инфраструктуру. На то он и является государственной корпорацией.