Мы в социальных сетях
Газета «ПИК» | Каменск-Шахтинский

Газета «ПИК» | Каменск-Шахтинский

Фронтовые шоферы на войне рисковали жизнью не меньше, чем воины, державшие в руках автоматы и сражавшиеся на передовой.

Общество

Шофер Колчин, его баранка и их война

На войне лавры победителей обычно достаются тем, чей военный подвиг можно измерить количеством уничтоженных танков или сбитых самолетов. Железнодорожники, военные медики, журналисты, фронтовые шоферы — все эти люди подчас остаются в тени.

Прадедушка и прабабушка Колчины. Фото из архива Л. Поповиченко

Начиная наш проект «Я помню ту войну», мы просили читателей поделиться военными историями своих семей, воспоминаниями участников Великой Отечественной войны. Одну из таких историй – о военном шофере Иване Колчине и его семье – поведала «ПИКу» каменчанка Лариса Ивановна Поповиченко.

– Моих дедушку и бабушку звали Иван Николаевич и Екатерина Константиновна Колчины. Оба родом из Челябинской области. Жили небогато, доходило до того, что жильем часто служили землянки. В 1930-х годах Иван Николаевич работал слесарем, кузнецом. Однажды брат посоветовал ему отучиться на курсах шоферов – тогда они требовались везде. Семья продала ценное имущество, которое у них было, – корову, сепаратор, скатерть, чтобы Иван смог пойти учиться. Эта специальность очень пригодилась Ивану и потом сопровождала его всю жизнь. Почти десять лет в поисках работы и лучшей доли Колчины постоянно переезжали с места на место и жили по съемным квартирам да по землянкам.

Конец 1943 года. Город Кобеляки. Украина. Екатерина Константиновна с детьми. Фото сделано для отправки мужу на фронт. Фото из архива Л. Поповиченко

Один день новой жизни

Год шел за годом, казалось, что судьба приготовила им сценарий жизни, похожий на тот отрезок, который они прожили в тридцатых. Но вот грянул 1941-й. Война перевернула жизнь не только Колчиных, но и многих миллионов людей, невзирая на их планы и надежды. 

– В 1941 году в семье уже было трое детей: Николай, Валентина и Людмила. Жили они впроголодь, – рассказывает Лариса Ивановна. – Как раз накануне войны семья решила перебраться на Украину. Люди рассказывали, что жизнь там лучше, урожаи больше. Колчины собрали свой скарб и отправились на запад. И надо же такому случиться, что прибыли они на новое место жительства 21 июня 1941 года! Произошло это на станции Кобеляки Полтавской области. А уже на следующее утро началась война.

Все, что успели сделать Колчины в короткий период мирной жизни, это стать на постой к местному врачу еврею, который сдал им полдома. Вскоре расставания последовали за расставаниями. Ивана Николаевича сразу отправили на фронт. Добродушный врач, приютивший Колчиных, уехал со своей семьей, так как предвидел свой исход в случае оккупации городка немцами. А чуть позже заболела младшая дочь Люда, и в 1942-м она умерла от болезни в возрасте полутора лет.
Иван долго не воевал. Под Кременчугом его воинская часть попал в плен. Многих расстреляли, но ему повезло – он был отправлен на принудительные работы в Кобеляки и до 1943 года находился там.

Будучи взятым в плен, Иван Колчин избежал расстрела. А в 1943 году вновь ушел воевать в рядах Красной Армии. Фото из архива Л. Поповиченко

Ремонт машины под грохотанье бомб

В сентябре 1943 года Советская Армия освободила город от немцев. Иван сразу же ушел в армию, где как нельзя кстати пригодилась специальность шофера, в которой равных ему не было. Все годы войны до победного дня Иван Николаевич провел за баранкой. Семейные хроники сохранили полное название части, в которой воевал Иван: 18-й батальон 4-й штурмовой инженерно-саперной Духовщинской Краснознаменной ордена Суворова бригады Резерва Главного Командования. 
Не раз приходилось военному шоферу рисковать жизнью, доставляя бойцов на фронт, подвозя боеприпасы, занимаясь снабжением. Не меньше других проявлял героизм, стойкость и самоотверженность, иногда приходилось ремонтировать автомобиль прямо в бою. В представлении Колчина к ордену Красной Звезды есть запись о его заслугах:

«Красноармеец Колчин, шофер, участвуя в боевой операции с 13 января по 26 января 1945 года в составе 26 танковой бригады, проявил мужество и отвагу. Его автомашина дважды выходила из строя (от огня противника). Он в боевых условиях смог ее отремонтировать и снова обеспечивал продвижение батальона. 20 января при отражении контратаки противника в деревне Ленденхее, умело вывел свою автомашину из орудийного и пулеметного огня танков противника, тем самым спас запасы продуктов батальона».

За ратный труд, в котором главным оружием стала водительская баранка, Иван Колчин был награжден медалями «За боевые заслуги», «За взятие Кенигсберга» и др. 
Победу, на радость домочадцев, красноармеец Колчин встретил живым и невредимым. Кроме наград, домой привез, как и положено, швейную машинку «Зингер». Впоследствии Колчиным она сослужила добрую службу.

В семейном архиве хранится красноармейская книжка Ивана Колчина.

Автомобили собираются на подворье Колчиных

В 1948 году семья переехала в Каменск, где глава семьи устроился работать кузнецом на химкомбинат. Здесь им дали квартиру. Но вскоре, получив производственную травму, Иван  устроился на другую работу. Свои военные и профессиональные навыки он применил в «Угольразведке». Всю оставшуюся жизнь Иван Николаевич проработал шофером. На излете карьеры про таких обычно говорят: «Сросся с баранкой». 
В семьях наследников славы Колчиных вспоминают интересные и курьезные жизненные истории про Ивана Николаевича, которые, конечно же, связаны с автомобилями.  
Однажды, когда семья решила строить дом, Екатерина Константиновна пошла в архитектурный отдел оформлять документы. Им выделили землю, но место это было весьма неудачное. Когда же пришло время делить землю, выяснилось, что землемер с инструментами выехать на место не может – нет транспорта. Несколько дней люди приходили в отдел и уходили ни с чем. Стали сдавать нервы даже у главного архитектора, которому не удавалось выбить машину, а в отдел ежедневно набивались толпы людей. И тогда Екатерина рискнула сказать: «Приедет мой муж на бортовой машине, отвезет всех нас на место, но участок я выберу тот, который мне понравится». Все тут же согласились. А когда приехал Иван и загрузил всех в кузов машины, для страждущих земли это был настоящий праздник. 
В начале шестидесятых Колчины отметились едва ли не единственным личным авто в том месте, где они жили. Иван Николаевич собрал его сам – из запчастей, за которыми приходилось ездить и в Миллерово, и в Шахты, и в Лиски. Таким же образом автомобильный ас собрал еще «Москвич-403» и «Москвич-407». По воспоминаниям Ларисы Ивановны, последнюю машину Иван собирал, когда уже почти ослеп, – на ощупь. Соседи не переставали удивляться способностям Ивана «создать автомобиль из ничего», но Колчины никогда не зазнавались по этому поводу, поскольку всегда воспринимали машину как лошадь в хозяйстве. Ездили на ней и на огороды, и в сады, и за кормами для птицы, и к родне в Краснодон. Никаких развлечений не было – только работа. Так жили все. 

– Дедушка с бабушкой прожили вместе 59 лет, – завершает свой рассказ Лариса Ивановна. – Помогали они воспитывать еще и свою правнучку, которую в честь Екатерины Константиновны назвали Катей

Умер Иван Николаевич Колчин в 1989 году. Екатерина Константиновна пережила мужа на 8 лет и умерла в 1997 году. 

Другое в рубрике Общество

Вверх