Мы в социальных сетях
Газета «ПИК» | Каменск-Шахтинский

Газета «ПИК» | Каменск-Шахтинский

Общество

«Предлагаем сдаться в полночь, у большой скирды!»

Западная Украина, 1945-1947 гг. Отряд красноармейцев. Алексей Поляков — в центре в верхнем ряду.

«Предлагаем сдаться в полночь, у большой скирды!»

С каждым годом участников войны в Каменске остается все меньше. Постепенно уходят герои, которым мы обязаны сегодняшним мирным днем… Они уходят быстрее, чем мы успеваем записывать их воспоминания. Некоторым везет. Везет в том смысле, что их прижизненные рассказы стали печатным словом, и сегодня свидетелями их подвигов, оставленных в книгах, в газетах, в интернете, являются тысячи современников. 

Один из таких — каменчанин Алексей Ильич Поляков, участник войны, который тихо и незаметно покинул ряды каменских ветеранов аккурат после своего 90-летия, в 2017 году. Накануне этой круглой даты мы делали заметку о нем, а в дальнейшем хотели развить тему и напечатать масштабную публикацию. Но встреча не состоялась. Мы договорились увидеться в апреле 2017-го, в канун 9 мая. Однако, когда автор этих срок, приехав из командировки, отправился к ветерану, то обнаружил калитку старинного дома на Подскельном, всегда открытую для гостей, наглухо закрытой. На лай собак выглянула соседка: «Дядя Леша на днях умер». 
Мы виделись с ним всего неделю назад, почти вчера, поэтому трудно было понять эту смерть, она показалась внезапной. Мы привыкли думать про ветеранов, что, пройдя через тяжелые военные годы, они будут бесконечно долго жить в мирные… Но они — смертные. А мы в заботе о них, доходящей до конкретных дел лишь в преддверии Дня Победы, недальновидны…

Алексей Ильич Поляков, заслуженный строитель. 1970-1980-е годы.

Рождение партизана

Я был несколько раз в старом, но крепком доме ветерана. Долгие годы, вырастив детей и внуков, похоронив жену, он жил один. Как особую реликвию, он показывал мне картонный коробок с военными документами, фотографиями, наградами. Орденов было два — Красной Звезды и Отечественной войны 2 ст. Он получил их за храбрость, проявленную в боях с немцами на Западной Украине. Но боевых подвигов было гораздо больше. Никто их не считал. Военная фортуна отмечала в первую очередь успехи больших людей, но не всегда видела маленькие геройства, от которых зависели жизни многих.
Война дяди Леши началась в 43-м. Немцы угоняли зимой в Германию сотни будущих рабов. В рядах невольников, которыми под завязку набивали вагоны, как скотом, оказался и наш герой. Пункт следования — украинская Шепетовка, распределительный лагерь. Там он выжил чудом, а когда пришла весна, вместе с группой других пленников совершил побег. 
В одной из глухих деревень беглецы повстречали советских военнопленных, вместе решили уйти в лес и создать партизанский отряд. Всего набралось 10 человек. 
Несколько суток партизаны караулили полицаев в надежде добыть автоматы, но им улыбнулась удача, которой не ждали. В лесной чаще беглецы набрели на подрывников из знаменитого партизанского отряда Ивана Шитова, и в тот же день Алексей с товарищами влились в объединение народных мстителей и стали полноценными партизанами, получив оружие.

Предатель всегда предатель

Боевой опыт приходил быстро. Алексей научился метко стрелять, и его определили в пулеметчики. В одном бою он фактически в одиночку выиграл сражение — другие партизаны слишком далеко расположились друг от друга, а напротив оказался весь костяк фашистов. Во время засады на автомобильную колонну немцев у его напарника вдруг отказал автомат. Тогда Алексей сам вывел из строя шесть машин. В плен было взято много немцев.
Однажды, будучи в разведке, Алексею Ильичу с товарищами удалось поймать важного «языка». Ветеран рассказывал: 

— Нашему соединению нужно было попасть в укрепленный район на польской границе. Мы искали место, где бы это можно было сделать. На рокадной дороге устроили засаду, чтобы взять в плен кого-нибудь из немцев. Они ежедневно патрулировали местность. Нам удалось поймать одного — он пытался убежать, отстреливался, но в конце концов был взят в плен.

На допросе удивлению партизан не было предела: пленный заговорил с ними на чистом русском языке. Выяснилось, что он офицер-власовец, родом из Ярославля. Перебежчик пообещал, что, если его не расстреляют, он устроит так, чтобы немцы пропустили партизан через пограничную реку. Однако дальнейший ход событий показал: предатель всегда остается предателем. Когда половина партизанского отряда переправилась через реку, по другой начал стрельбу небольшой гарнизон немцев, находящийся в месте переправы. Вскоре к немцам пришло подкрепление, и та часть отряда, которая не успела переправиться, была вынуждена скрываться в лесах. Таким образом отряд  разделился. На польской стороне оказался и Алексей Ильич. В 1944 году его отряд влился в ряды регулярной Советской армии, победоносно вошедшей в Польшу.

Предлагаем сдаться у скирды!

Еще один партизанский случай Алексей Ильич всегда вспоминал с особой гордостью — об этом подвиге еще в советские годы несколько раз сообщала каменская газета «Труд». 

— В одном селе Житомирской области был укрепленный каменный карьер, который охраняли полицаи. Мы получили задание взять его. Но там были доты. Карьер был хорошо укреплен, взять его с боем можно было только с большими потерями. Нужна была  хитрость, — рассказывал ветеран. — И мы, молодые, горячие парни, решили рискнуть.

У Алексея всегда имелись блокнот и карандаш — по заданию своего командира он занимался агитацией местных жителей для набора в партизаны. Партизаны написали на блокнотном листке послание полицаям: «Предлагаем сдаться сегодня в полночь с оружием. Рядом с карьером — большая скирда, сдаваться там. В противном случае все будете уничтожены партизанами». Письмо отнесла полицаям девушка-связная из местных, передала прямо в руки часовому.
Ночью, надеясь на лучший исход событий, но приготовившись к худшему, группа молодых партизан заняла позиции неподалеку от скирды. Ровно в полночь от укрепрайона карьера отделились темные силуэты и с поднятыми руками стали приближаться к означенному месту. 

— Мы их окружили, взяли под прицел, они бросили оружие и сдались. Когда выясняли, кто из них старший, полицаи сказали, что командир не хотел сдаваться, они его убили, а сами пошли к партизанам.

Карьер был взят. Впоследствии выяснилось, что письмо от хитрецов навело на полицаев сильный страх — они подумали, что наступает большой партизанский отряд. За свою смекалку бойцы получили благодарность от своего командира, но, разумеется, никакими официальными воинскими регалиями отмечены не были…

О чем шелестят дубравы

Подвиги партизан, в рядах которых воевал и Алексей Ильич, были в свое время упомянуты не только в прессе, но и в книгах. Несколько случаев с участием нашего героя описаны в известной партизанской летописи И. Гитуляра «О чем шелестят дубравы». Например, там есть строки об упомянутом нападении партизан на вражескую колонну у хутора Боровца, в котором пулеметчик Поляков оказался один на один с вражескими машинами. В другой главе приводятся воспоминания командира партизанского отряда  Ивана Гурьева о «рельсовых войнах», проводимых его бойцами. Он, в частности, сообщал:

«Я взял журнал регистрации выхода партизан на боевые задания и вписал в него бойцов моей группы: Николай Васильевич Кунтубаев, Алексей Ильич Поляков, Олег Петрович Воробьев… Вместе уже больше года мы ходим на диверсии. Сколько трудных дорог пройдено! А сколько еще суждено пройти, пока враг будет разбит окончательно?..»

Гурьев вспоминал также одну из вылазок партизан, правда, уже без упоминания имени каменчанина, но в которой был и Алексей Ильич.

«Оставив троих в прикрытии, мы с Воробьевым поползли вперед строго по отметкам разведчиков. Послышались шаги. Шли два фашистских солдата. Освещая фонариком рельсы и шпалы, внимательно осматривали их. Едва патруль скрылся в темноте, мы выбежали на насыпь, расстелили плащ-палатку и, лежа на ней, стали рыть лунку под мину… Едва успели скатиться с полотна, как показался состав из платформ и нескольких пассажирских вагонов.

— Вот подфартило! На платформах танки! — обрадовался Воробьев.

Я выждал момент и дернул шнур. В ушах еще стоял звон от разрыва, а наша группа уже была далеко от железной дороги».

Ветераны в ожидании теплых слов

Войну наш герой заканчивал уже в рядах регулярной армии, и последующие несколько лет, вплоть до 1951 года, он также посвятил армейской службе. За свой ратный труд Алексей Ильич Поляков был отмечен орденами и медалями.
В начале 1950-х годов каменчанин, поневоле покинувший родной дом в 1943-м, вернулся домой. Здесь получил строительную специальность, строил дороги и здания, принимал участие в постройке и восстановлении известных городских объектов, ДК им. Маяковского, ДК им. Гагарина и др. Много лет сотрудничал с местной прессой, писал стихи. А в 1960-х установил традицию раз в год приезжать на Западную Украину, чтобы побывать в местах боевой славы и посетить могилы погибших друзей-однополчан. По рассказам ветерана, очень волнительными были встречи с местными жителями, помогавшим партизанам, а самой трогательной — встреча с Лидой Орещук, той самой девушкой-связной, которая некогда отдала полицаю письмо о взятии партизанами карьера.
В 2014 году “военное паломничество” ветерана прервалось. Из-за событий на Украине, впервые за сорок с лишним лет, Алексей Ильич никуда не поехал. Тогда он думал, что как только все на Украине наладится, то вновь возобновит заведенную традицию. Однако отправиться к местам войны и юности уже не довелось. Даже вершители Великой Победы смертны. А спасенным руками советских солдат и закрывшим свои границы государствам, похоже, и вовсе не до традиций и подвигов живых ветеранов.

…Все меньше и меньше остается участников войны на земле. Каждый день они все реже и реже проходят среди нас. Не спеша бредут, шаркая по асфальту, за молоком или лекарствами. Идут по городу, для которого когда-то завоевали мир и покой. Неужели мы опять будем вспоминать о них лишь весной, а они весь год ждать цветы, улыбки или несколько теплых слов?..

Вечная слава вам, ветераны! Вечная память вам, Алексей Ильич Поляков!

Другое в рубрике Общество

Вверх