Мы в социальных сетях
Газета «ПИК» | Каменск-Шахтинский

Газета «ПИК» | Каменск-Шахтинский

По признанию самого Виктора Петровича, каменские уличные зарисовки стали его хобби и активным отдыхом.

Общество

Как художник из Донбасса стал «самым каменским художником»

В силу творческого стажа и возраста он не стал завоевывать художественный мир Каменска. Он просто ходил по его улицам, «фотографировал» городские виды с помощью кисти и красок, и город узнал о нем сам.

Знакомьтесь: художник Виктор Петрович Банников. В Каменске живет с того самого момента, когда война на Донбассе в одночасье сделала бесправными тысячи людей. В 2014 году художник вынужденно переехал из г. Донецка (сегодня ДНР) в наш город, где благодаря своему таланту стал настоящей находкой для мира каменской культуры.

Площадь Шахтеров в г. Донецке (ДНР) — проект развязки Виктора Банникова.

В Донецке Виктор Петрович работал инженером-проектировщиком, являлся одним из ведущих представителей своей профессии. Его технические творения в городе-миллионнике знал каждый — благодаря проектам Банникова в 1970-1980 годах там появились крупнейшие дорожные развязки: северный въезд в город, площадь Шахтеров, пересечение Киевского проспекта и улицы Артема и др. Благородная профессия была сродни хирургии: ошибись где-то в начале, не учти интенсивные потоки машин и не дай им преимущество — и полноценная жизнь крупного хозяйственного организма была бы под большим вопросом. 
Но со своей задачей инженер справился безупречно — новые городские объекты органично вплелись в дорожную канву Донецка. В те годы, по словам проектировщика, все думали, что мосты и дороги выстроены на века, но практика, которая критерий истины, показала, что будущее невозможно предвидеть даже на микрон времени. 
Сегодня, вспоминая ставший родным Донецк (а в нем под бомбежки и артобстрелы попали многие сооружения Банникова), Виктор Петрович комментирует: 

— Сердце кровью обливается. Открываю гугл-карты Донецка и… закрываю обратно.

С 2015 по 2019 годы художник создал серию картин на тему каменской уличной жизни. 

Два призвания инженера

По словам художника, живопись была его вторым призванием. Хотя профессию в этом направлении он так и не получил, но проектирование и изобразительное искусство в его жизни всегда шли нога в ногу. 

Сколько себя помню, всегда понемногу рисовал, — объясняет Виктор Петрович

В конце 1980-х годов, в преддверии развала СССР, он получил травму позвоночника и надолго оказался вырван из рабочего контекста. Думал, что скоро вернется, вновь будет проектировать, но судьба распорядилась по-иному: инженер, статус которого к тому моменту приближался к республиканскому, очутился на больничной койке. В профессию он уже не вернулся. А вскоре наступил 1991 год…

— С этого времени в обществе все стало рушиться как карточный домик — учреждения, проектные институты. Там, где я работал, из более тысячи человек сотрудников осталось всего пятьдесят, — вспоминает художник.

В условиях новых времен и веяний нужно было как-то находить себя. Однажды, пока лежал в больнице, чтобы занять время, стал рисовать всех, кто его окружал: медсестер, врачебный персонал, соседей по палате. В следующий раз, когда нужно было вновь проходить оздоровление в больнице, уже подготовился — взял кисти, краски, этюдник. Его работы, которые сразу же стали отличать натурализм и четкая прорисовка, очень нравились окружающим. 
И пошло-поехало. В 1990-е годы Банников вошел, как сложившийся художник, со своим стилем, сразу же отмеченным любителями искусства.

Нарисуйте мне меня!

В художественный мир Донбасса Банников заходил с двух ворот: через донецкий художественный салон и тем самым способом, который дает путевку в жизнь многим художникам-самоучкам, — на уличных выставках-продажах. 
В салоне отбор картин был строгим, во главе отборной комиссии стояли маститые художники и коммерсанты, которые хорошо понимали: будет пользоваться успехом та или иная картина или нет. Картины Банникова сразу получили зеленый свет, а через некоторое время они стали завсегдатаями салона. 
На уличных выставках пришлось выдерживать колоссальную конкуренцию — в трудные годы туда ринулись все, у кого были мало-мальские способности рисовать. Однако вскоре покупатели «вынесли» Банникова с улиц — его работы отличались большим профессионализмом, и акцент приложения сил сменился на более благородное занятие, чем стояние на улицах: работу на заказ. 
Городские виды от Банникова очень нравились людям, ставшими впоследствии его заказчиками. Сама собой образовалась сеть постоянных клиентов. Появлялись среди них единомышленники, друзья, близкие по духу люди. Один — профессор, заведующий кафедрой в университете — часто заказывал запечатлеть в красках свои заграничные зарисовки из тех мест, где он любил бывать. Виктор Петрович выполнял подобные заказы с фотографической точностью. 
Постепенно мастерство бывшего проектировщика стало приносить доход. По признанию художника, более 500 картин, написанных на заказ, он продал, а сколько всего работ в его творческой обойме — уж сбился со счета.

Узнаваемый городской вид глазами В. П. Банникова. Картины В. Банникова находятся сегодня в каменском городском музее, в салонах и частных коллекциях во многих уголках мира: в России, на Украине, в США, в Канаде. 

Снаряд вслед толпе

Середина 2010-х годов обозначилась в его судьбе бедой, которой, по известной поговорке, нужно открывать ворота. Война на Донбассе, невзирая на возраст, здоровье, жизненные уклады, погнала с насиженных мест тысячи людей. Люди бросали все — квартиры, мебель, бытовую технику, книги, лишь бы быстрее убежать подальше от несущих смерть снарядов. 
Среди толпы беженцев оказались и супруги Банниковы. Будучи уже в преклонном возрасте им пришлось проделать вынужденное путешествие через границу и осесть в Каменске — родном городе супруги Виктора Петровича. Художник говорит, что многие люди тогда отозвались на их беду, и они, вероятно, в отличие от многих других беженцев не испытывали тех лишений, которые несли тысячи переселенцев с Донбасса. 
Однако вскоре пришла новая беда — умерла жена художника. Для любящего мужа разом рухнул целый мир — жена была для него не только самым близким человеком, но и главным вдохновителем творчества. На какое-то время он даже перестал писать картины. И конечно, можно было забыть о надеждах хоть когда-нибудь вернуться в Донецк. 

— Жену похоронил в Каменске, дочь далеко — в Канаде, родственников в Донецке не осталось, друзья уехали, — комментирует Виктор Петрович. — Время идет, все меняется. Зачем возвращаться?

«У вас такие лужи!»

И все же мастер не был бы мастером, если бы оставил свое занятие. Талант требует выражения при любых обстоятельствах. Пять лет жизни в Каменске стали для Виктора Петровича Банникова продолжением донецкого творчества, в котором на первый план вышли виды города, принявшего его семью в тяжкие для него годы. 
Любимым отдыхом стали экскурсии по Каменску, всегда имеющие своей конечной целью какую-нибудь художественную зарисовку. Благодаря этому донецкий маэстро стал сегодня «самым каменским художником» — в том смысле, что на его счету самая «длинная» коллекция работ, посвященных нашему городу. Улицы, площади, набережные, парки, здания, церкви, люди, бредущие по аллее, — все попадает в художественный взор Банникова. Он отображает мир города с поразительной точностью, и иногда кажется, что ему удается воспроизвести не только формы, но и запахи, звуки, прикосновения. 
Вот на картинной аллее в парке Маяковского слышится шорох листьев… Вот пышут теплом от полуденного солнца стены и колонны ДК им. Гагарина… Вот барабанит дождь по зонтам прохожих, идущих по проспекту Карла Маркса… Виктор Петрович говорит, что одной из лучших рецензий его картин был отзыв детей: «У вас такие лужи! Они — мокрые!».

Сегодня Виктор Петрович Банников остается певцом каменских улиц. В ДК им. Маяковского с успехом прошла его персональная художественная выставка. Его работы появились в городском музее. Он активный иллюстратор нашего газетного проекта «Город, которого нет», участник одноименной международной выставки каменских художников, прошедшей в сентябре текущего года. В конце 2019 года редакция «ПИКа» выпустила настенный календарь с репродукциями картин В. Банникова.

Другое в рубрике Общество

Вверх