Мы в социальных сетях

Газета «ПИК» | Каменск-Шахтинский

Люди города К: Аршин, примус, сабля и ворота, открытые для людей

Под стать этому раритетному граммофону в коллекции Холодова есть и раритетные пластинки - с голосом Шаляпина.

культура

Люди города К: Аршин, примус, сабля и ворота, открытые для людей

«ПИК» отыскал самый необычный музей Каменска и узнал историю его создания.

Музеи, как правило, ассоциируются у нас с солидными зданиями, в которых под стеклянными витринами торжественно восседают ценные исторические раритеты, а их покой блюдут музейные работники и никогда не спящая система сигнализации. 

Но есть музеи, которые своим существованием нарушают всю привычную картину. Например, как вам музей, который умещается на пятачке, равном по площади стандартному гаражу? А как насчет заведения, где весь обслуживающий персонал сводится к одному человеку, выполняющему функции директора, смотрителя, научного сотрудника и охранника? Ну и, конечно, к числу необычных можно отнести музей, в котором экспонаты разрешается не просто трогать, — их можно вертеть, открывать крышки, заглядывать внутрь, пить из них чай и т.д. А теперь представьте себе, что эти и другие особенности храма застывшей культуры собраны в одном месте. Одним словом, получается очень любопытное место, которое, кроме своей необычности и экстравагантности, привлекает посетителя еще и неожиданной для столь маленького помещения обширной коллекцией редких предметов.

Ряд ушедших исторических личностей весьма омолаживает бюст ВВП.

Аршин Николая Холодова

Знакомьтесь: Николай Григорьевич Холодов и его детище — музей старинных предметов. Многие каменчане знают мастерскую Холодова, как лучшее место в городе, где ремонтируются автомобильные кузова. По словам мастера, коллекционированием раритетных предметов он занялся давно. По мере лет они оседали в небольшом помещении, постепенно становясь объектом внимания клиентов Холодова. А поскольку был спрос, то появилось и предложение. Некоторым любопытным клиентам Николай Григорьевич стал показывать то, что когда-то купил на барахолке или выкопал в одной из поездок на Волгу. Так выстроились целые ряды старинных предметов, а дальнейшее пополнение коллекции стало подогреваться интересом окружающих.

Тот самый клейменый государственный аршин, который так не любили российские купцы.

Сегодня в стихийном собрании Холодова — сотни экспонатов. Основа коллекции — предметы обихода: рабочие инструменты, светильники, кувшины, подсвечники, статуэтки, прялки, самовары. Все эти раритетные вещи были когда-то незаменимой частью казачьего быта. Многим из них директор музея вернул внешний вид. Например, старинный примус. Его, по словам хранителя, принесли буквально черным, но после реставрационных работ примус преобразился и стал сверкающим, вполне готовым к использованию прибором.

— Когда я его очистил, то под слоем грязи обнаружил надпись: «Акционерное общество «Оптимус». Стокгольм». То есть это оказался не просто примус, а шведский раритет конца XIX века, — рассказывает Николай Григорьевич. — Между прочим, данная конструкция оставалась  актуальной в течение всего XX века. Вот, например, абсолютно такой же примус, но уже советского производства. Год выпуска — 1991-й. Совершенно не видно разницы! 

Шведский примус OPTIMUS. Шведы, кстати, и придумали примус, а само название он получил от названия шведской фирмы PRIMUS.

В коллекции Холодова есть вещи, которых не встретишь даже в иных крупных музеях. К примеру, имеется такая необычная штуковина, как насос для заливки и откачки масла из церковной лампадки. Или аршин — простейший измерительный прибор, которым в старину пользовались торговцы. Как музейная хохма в собрании Холодова — старинный предмет, о назначении которой ни владелец музея, ни «прихожане» его гаража не имеют ни малейшего представления. Кто-то узнает в вещи, похожей на кочергу, молоточек для осмотра вагонных колес, кто-то — приспособление для камина. Однако до сих пор никто с уверенностью так и не сказал: «Я знаю, что это такое!». 

Игрушки или, возможно, божки древних скифов.

Что делали древние римляне в Каменске?

Есть в коллекции Холодова и внушительный военный отдел: пушечные ядра, каски, награды, части амуниции, холодное оружие. Ветеранами собрания можно назвать несколько древних сабель, некогда принадлежавших сарматским, скифским и хазарским воинам. Николай Григорьевич сетует, что еще до того, как гаражный музей открыл свои двери, из его экспозиции утекла реликвия из реликвий — бронзовый шлем монтефортино из арсенала римского легионера. Долгое время ржавый шлем лежал в гараже, а затем владелец обменял его на самовар. «Теперь жалею», — добавляет хранитель. Самое интересное, что эта уникальная находка была обнаружена в Каменском районе, близ хутора Вишневецкого.
Некоторые экспонаты в гаражном собрании Холодова являются особенными из особенных. Например, скифские вещицы — сами по себе редкость, а если они еще из скифской детской комнаты, то это двойная сенсация. У Николая Григорьевича хранятся игрушки — глиняные фигурки людей и животных, в которые играли еще доисторические дети. 

Коллекция сабель.

Также из древних времен, но еще более ветхозаветных, дошли до музея кости мамонта. Их выкопал лично директор музея, когда рыбачил на Волге. 

Кости мамонта, привезенные с Волги.

— Там в одном месте, на берегу реки, есть кладбище мамонтов — высокая такая круча, в которой со временем выветриваются древние кости. И вот я заметил, что внизу, в этой самой круче, что-то белеет. Спустился туда на веревке, ковырнул монтировкой. И выпала кость мамонта.

Что касается новой музейной крови, то собрание Холодова постоянно обновляется и находится в движении. Недавно в компанию влились старинные лампы. Мастер придал им лоска, и теперь они не просто детали интерьера, но вполне боеспособные бытовые единицы. Любую из них можно заправить маслом или керосином и зажечь. 

Проходя через руки мастера, экспонаты в музее становятся как новенькие.

Кстати, про интерьер Холодова. Николай Григорьевич признается, что ничего из того, что собрано им за долгие годы и что могло бы послужить в качестве домашнего декора, в своем доме он не держит. Обитель раритетов — гараж. Мастер считает, что извлекать культурную квинтэссенцию из музея он должен в компании людей. Поскольку гараж — это место, где всегда, помимо мастера, присутствует еще кто-то, то у этих людей  есть прекрасная возможность приобщиться к истории самым доступным способом — разглядывая старинные предметы. 

— Теплее становится, всегда ворота настежь открываю, — резюмирует Холодов. — Пусть люди заходят…

Продолжить чтение
Реклама
Комментировать

Другое в рубрике культура

Реклама

Реклама

Анонсы

Реклама
Реклама

Популярное

Реклама
Вверх