Архив
Сады на троечку: Рособрнадзор оценил качество дошкольного образования
Два года подряд Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, Институт системных проектов МГПУ и Академия «Просвещение» проводили исследование, разделив детсады на «лучшие» и «рядовые».
Два года подряд Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, Институт системных проектов МГПУ и Академия «Просвещение» проводили исследование, разделив детсады на «лучшие» и «рядовые».
МОСКВА, 19 июня — «ПИК». В первый год специалисты исследовали 423 детских сада из 40 регионов, во второй — 1301 детский сад из 74 регионов. Средний индекс качества образования оказался на уровне «удовлетворительно». Выяснилось, что минимальные требования к условиям реализации Федерального государственного образовательного стандарта выполняются, но о развивающем характере образовательной среды, достаточных условиях для развития каждого ребенка в целом говорить пока рано.
Согласно данным исследования, предметно-пространственная среда в детских садах недостаточно насыщена и многообразна. Детям часто недоступны кубики, бумага, кисти, краски, книги, песок и вода и прочее. Редко встречаются в группах места для уединения и отдыха. Нечасто в группах можно увидеть индивидуальные детские работы, оформление группы с участием детей, детские фотографии. В работе с дошкольниками практически не используются телевизор и компьютер. А если все же современные технические средства присутствуют в жизни дошкольной группы, дети не имеют возможности выбора: все вместе смотрят выбранный воспитателем материал (презентацию или мультфильм). Таким образом, дети стихийно осваивают гаджеты, компьютер и телевизор вне детского сада. Все еще критическим остается большое количество детей в группах: в среднем 27-28 детей по списку, хотя присутствует, как правило, около 65% детей. Одной из проблемных зон, выявленных исследованием, являются также условия для дневного сна: спальни переполнены и кроватки стоят вплотную друг к другу. Не учитываются индивидуальные особенности детей в отношении дневного сна. В подавляющем большинстве детских садов не предусмотрена замена продуктов для детей, имеющих аллергии. Часто не наблюдается непринужденная атмосфера во время приема пищи: преобладает запрет на разговоры во время еды, редки ситуации, когда воспитатель сидит за столом вместе с детьми, разговаривает на интересные для них темы. Условия для воспитателей также оставляют желать лучшего. В большинстве детских садов нет ни времени, ни места для отдыха педагогов, нет специального места для проведения обсуждений в коллективе, помещения для индивидуальных бесед с родителями. Зато курсы повышения квалификации прошло за последние три года прошло абсолютное большинство педагогов детских садов (92%).