Архив
Общественная палата собрала более тысячи жалоб родителей на поборы в школе
Сообщения о денежных сборах на «школьные нужды» поступили из 36 субъектов РФ. Больше всего их из Краснодарского края.
Сообщения о денежных сборах на «школьные нужды» поступили из 36 субъектов РФ. Больше всего их из Краснодарского края.
МОСКВА, 15 декабря — «ПИК». В Общественной палате РФ подвели итоги горячей линии, целью которой было узнать, на что требуют деньги в школах и что с этим делать.
«Горячая линия была действительно горячей: на нее поступило более тысячи обращений только за два месяца — с 1 сентября по 1 ноября 2017 года», — заявила ее инициатор первый заместитель председателя Комиссии ОП РФ по развитию образования и науки Людмила Дудова.
Как сообщили в пресс-службе палаты, жалобы поступили из 36 субъектов РФ. Больше всего обращений было из Краснодарского края. По информации родителей, чаще всего деньги сдавались на учебники, рабочие тетради, канцелярские товары, ремонт школы, оплату охраны, хозяйственные нужды, подарки школе, учителям. Суммы родители называли самые разные. Так, в Чувашской Республике собирали по 60 тыс. руб. на ремонт класса, а в Республике Коми — по 50 тысяч на рабочие тетради, учебники, хозяйственные вещи. Скромная сумма в тысячу рублей ежемесячно взималась в Краснодарском крае с таинственной формулировкой «На школьные нужды».
Профессор МПГУ Елена Болотова подняла этический вопрос подарков учителям: с одной стороны, это в целом нормально — поблагодарить преподавателя за его работу, с другой стороны, это становится обязательным и даже навязываются конкретные формы и суммы этих подарков. То же относится и к сборам на обслуживание турникетов и карточек для пропуска: повысить безопасность в школе — это хорошо, но угрожать, что ребенка не пустят в школу, если он не сдал деньги, — это уже незаконно.
Решение сделать ремонт, добавить уюта в класс похвально, но оно не может быть сделано за счет принудительного сбора. Об этом же напомнила и директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина: ответственность муниципалитетов — следить за техническим состоянием школ, а не возлагать финансовое решение своих проблем на плечи родителей.
Подводя итог, в Общественной палате отметили: «Радует, что не было обращений из школ для ребят с ограничениями по здоровью. Основными заявителями являются многодетные родители — с пятью-шестью детьми в семье и более, семьи с одним кормильцем, малообеспеченные семьи. Все обращения будут рассмотрены и направлены в соответствующие надзорные органы».
Впрочем, позволим себе заметить, что радость общественников несколько уж преждевременна: не каждый родитель, сдающий «на нужды» поторопился позвонить и пожаловаться в ОП РФ. В подавляющем большинстве школ эти «сборы» — не что-то из ряда вон, а суровые реалии сегодняшнего учебного процесса. Более того, многие родители наверняка даже не знали о работе линии, а соответственно исказили реальный масштаб проблемы.