Мы в социальных сетях
Газета «ПИК» | Каменск-Шахтинский

Газета «ПИК» | Каменск-Шахтинский

У целебного родника благожелатели оборудовали иконостас. А неподалеку, метрах в ста от источника, — могилка старца Михаила, который, по преданиям, как и родник, от многих болезней мог людей исцелять.

Архив

Сельский тур: Путешествие в слободу, где есть все и даже больше

Вошедший в моду внутренний туризм позволяет отыскивать на карте страны новые туристические места. При этом стоит отметить, что для многих путешественников поиск хлеба и зрелищ не ограничивается морскими берегами, городами, памятниками культуры или уникальными природными объектами. В последнее время нога нашего человека все больше ступает на ту самую воспетую провинциальную дорогу, где на первый взгляд нет ничего, кроме пыли, тумана, тревог да степного бурьяна. Но это, конечно, далеко не так…

Вошедший в моду внутренний туризм позволяет отыскивать на карте страны новые туристические места. При этом стоит отметить, что для многих путешественников поиск хлеба и зрелищ не ограничивается морскими берегами, городами, памятниками культуры или уникальными природными объектами. В последнее время нога нашего человека все больше ступает на ту самую воспетую провинциальную дорогу, где на первый взгляд нет ничего, кроме пыли, тумана, тревог да степного бурьяна. Но это, конечно, далеко не так…

Просто Степановка

Многие домики производят впечатление патриархальной старины. Не добротной, правда, дубовой и каменной, а чисто бедняцкой, наспех сколоченной, уютной, доброй старины. Старины с цветами. Спутниковая антенна не в счет.

Многие домики производят впечатление патриархальной старины. Не добротной, правда, дубовой и каменной, а чисто бедняцкой, наспех сколоченной, уютной, доброй старины. Старины с цветами. Спутниковая антенна не в счет.

Запрятано на севере Ростовской области древнее поселение Ефремово-Степановка. Долгая и тряская дорога туда. Поля, степи, зигзаги. Заезжему люду без навигаторов в тех краях сложно. Если спросить местного, как проехать, то тот, пожалуй, может и призадуматься. Во-первых, название Ефремово-Степановка — это для аккуратистов, местные именуют деревню, глотая полназвания, — Степановка. Во-вторых, не объяснить простому человеку сложный маршрут. Когда придумал, получается примерно так: «Проедешь чуток на Россошь, опосля сворачиваешь направо, Мартыновка посередке будет. Опосля Рыновка – это, считай, приехал. А от Изумрудного рукой подать.. Оттудова еще столько же, сколько доселе проехал. Там тебе и Степановка».

Порох деревенской пороховницы

Сельский Дом культуры в отчете главы администрации назван «средоточием слободской жизни».

Сельский Дом культуры в отчете главы администрации назван «средоточием слободской жизни».

Расположилось село в живописной котловине, которая вся поросла заповедным лесом. Надежно спрятались в нетипичном для Дона пейзаже улицы и дома. Но сказать, что Степановка Богом забытое место, язык не поворачивается. Функционирует в ней весь набор жилищно-хозяйственных услуг, есть банк, почта, магазины, парикмахерская, аптека, фельдшерский пункт, библиотека. При этом людей-то с гулькин носик — тысяча человек вместе с окрестными деревнями. Совсем нонсенс для крохотного поселения – школа-одиннадцатилетка и двухэтажный Дом культуры. Что касается, последнего, то построили махину аккурат перед перестройкой. Вложились тогда по самые пуанты, на сцене — подъемники кулис, декорации, иллюминация. Профессиональные спектакли ставить можно! Таких дэка не то что в районном центре, на всем сельском Дону не встретишь. Одним словом, хоть и небольшое то село, да сохраняется порох в деревенских пороховницах.

 

Сам ты селянин!

Корова для многих местных — мать, отец, главный кормилец и напарник по игре в шашки. Шутка. Но с ней надо уметь управляться. На фото - слободчанка Галина и ее корова Вишня.

Корова для многих местных — мать, отец, главный кормилец и напарник по игре в шашки. Шутка. Но с ней надо уметь управляться. На фото — слободчанка Галина и ее корова Вишня.

Жители, между прочим, не жалуют, когда про их место обитания говорят «деревня». Уж тем более «село». Есть в этой дефиниции уважение к собственному прошлому. Издавна называлась Ефремово-Степановка слободой. Слобода – значит свобода. От чего свобода-то? От податей и налогов. Давалась эта привилегия царем-батюшкой при освоении новых земель. У таких отмеченных высшей волей мест была, что называется, другая карма. Дышали слободские люди без бремени податей спокойно, любое дело могли поднять и новые технологические идеи внедрить. Потому и жили как сыр в масле. Особенно до революции. После семнадцатого, правда, как и многие поселения на Дону, слобода застыла. Остались в прошлом шикарные ярмарки, мельницы, маслобойни, бескрайние поля пшеницы и табуны лошадей. Но и в советские годы было у степановцев большое хозяйство. Богатый колхоз был. Не бедствовали колхозники.

Исцеление пациента Петрова

По сути, Ефремово-Степановка родилась благодаря источнику. В народе его называют «Десятая Пятница». Вода здесь бьет так, что хочется ее выключить.

По сути, Ефремово-Степановка родилась благодаря источнику. В народе его называют «Десятая Пятница». Вода здесь бьет так, что хочется ее выключить.

Что касается истории слободы, то уходит она во времена допетровские.
Жил в Москве купец Ефрем Петров. Поведали ему раз служивые казаки, как во время сильной вьюги сбились с пути и выбрались на чудесный источник с незамерзающей водой. Там оказалось, что в заповедных тех местах живут люди в землянках, «пять семей да два парубка отдельно». Они и сказали казакам о том, что исцеляет вода разные болезни, особенно кожные. А такой болезнью страдал и сам Петров. Вот потому вскоре он и отправился туда. Пробыл там около полутора месяца и от болезни полностью излечился.
От этого факта ведут ефремово-степановцы свою слободскую родословную. Правда, по логике вещей, само поселение гораздо старше. Ведь, как было сказано, жили здесь загадочные люди «из ближних землянок». Но кто были такие, сегодня уже не понять, не разгадать.

Дружба народов по-степановски

Купец Петров вскоре поступил так, как и полагается бизнесмену: всю тамошнюю землю он купил. После его смерти владения перешли к племяннику – Даниле. Тот основал здесь слободу, не забыв назвать ее в честь своего восприемника Степана. Стало поселение на долгие годы вотчиной могучего рода Ефремовых, в числе которых были, между прочим, и донские атаманы. 

У целебного родника благожелатели оборудовали иконостас. А неподалеку, метрах в ста от источника, — могилка старца Михаила, который, по преданиям, как и родник, от многих болезней мог людей исцелять.

У целебного родника благожелатели оборудовали иконостас. А неподалеку, метрах в ста от источника, — могилка старца Михаила, который, по преданиям, как и родник, от многих болезней мог людей исцелять.

Первые Ефремовы отличались нравами свободными и смелостью запредельной. Это выражалось в том, что указы царя о воспрещении селить у себя пришлых людей не исполнялись и запреты на их поселение не чинились. Выросла вскоре слобода. Никакие меры не могли удержать поток людей, притекавший под покровительство Ефремовых, да к тому же на плодородные земли. Понаехали великороссы, малороссияне, поляки-католики, даже калмыки-буддисты. Жили бок о бок, сотрудничали, ремесла развивали, никаких распрей не знали. Единственная заваруха случилась, когда советская власть имущество стала отбирать. Подняли слободские люди восстание, но не устояли. Отсюда, наверное, и стала слобода хиреть. С начала XX века до нашего времени уменьшилось ее население раз в десять. Печальнее этой истории, наверное, только судьба всего донского казачества.

Вода и камень

Но не исчезла Степановка с административной карты. Местные люди говорят: это все благодаря целебному роднику, который нашел когда-то Ефрем Петров. Он и поныне бьет в лесной чаще. Мало про него знают на Дону, а тот, кто прознал, уже не забывает никогда.
Ходит про местную криницу множество легенд. Самые известные – как нашлась здесь богоявленная икона в 1907 году, и как люди от степановской воды тела и души исцеляли.

Сельская местность для памятников Ленина — самое надежное убежище. Вряд ли кому-то придет в голову подкладывать под него бомбу. Разве только коровью лепешку.

Сельская местность для памятников Ленина — самое надежное убежище. Вряд ли кому-то придет в голову подкладывать под него бомбу. Разве только коровью лепешку.

Но есть и мрачные легенды. Еще живы люди, которые помнят: пытались атеисты осквернить и разорить родник, завалить камнями, засыпать песком. Даже из областного центра присылали местным властям директивы: «В связи с тем, что это место считается «святым» и к нему ежегодно собираются паломники для молений и обливания друг друга водой, примите решительные меры к недопущению сбора паломников, а также к ликвидации этого места паломничества путем завала водоисточника».
Завалить родник у богоборцев не получилось. Из-под горы песка и камней выбился вскоре фонтан воды. А водителя бульдозера, засыпавшего криницу, уж верьте или нет, парализовало.
До сегодняшнего дня приезжают люди на источник. Бьет в нем вода, как ни в одном водопроводе, и нет ему дела ни до директив, ни до песчаных гор. Хватает его целительной силы на всех посетителей.

Под покровом старца Михаила

Есть в Степановке еще два видных объекта: остатки величественного храма и могилка святого старца неподалеку от родника. Церковь, если судить по единственной сохранившейся на селе фотографии, была одной из больших и красивейших на всем северном Дону. Но после революции, как водится, захирела. Сегодня былую жизнь восстанавливает горстка людей. Правда, происходит это в маленьком домике на территории храма, а огромная постройка из красного кирпича так и стоит бесхозная: нет у прихода ни сил, ни возможностей вдохнуть в него прежнее величие.

Всем миром храмы строили. Это да. Но чаще всего у истоков постройки сельской церкви, тем более такой огромной, как в Степановке, стоял некий местный пассионарий - генерал, купец, помещик. Данный, закрытый в советские годы храм, обязан был своим появлением могущественному, как теперь модно говорить, клану Ефремовых.

Всем миром храмы строили. Это да. Но чаще всего у истоков постройки сельской церкви, тем более такой огромной, как в Степановке, стоял некий местный пассионарий — генерал, купец, помещик. Данный, закрытый в советские годы храм, обязан был своим появлением могущественному, как теперь модно говорить, клану Ефремовых.

А у родника жил в 1930-е годы старец Михаил. Про него известно, что покинул он семью и принял постриг в монастыре. Добрался оттуда до Степановки, вырыв землянку на склоне горы, стал жить. Говорили, что этот старец всегда ходил радостный, а когда в землянке бывал, то или читал, или писал. До сих пор ходит среди местных молва: «Пока отец Михаил был жив, ни детина, ни скотина в Степановке не болела». А одна 95-летняя старушка помнит, что мать ее долгое время была неподвижна, так понесли ее к батюшке на носилках, и после того, как помолился он над ней, вечером уже самостоятельно домой пошла.
Высится могилка старца Михаила над родником. Хотя там редко кого можно встретить, но видно, что кто-то за ней бережно ухаживает.

Как вырастить деньги?

Впрочем, не прошлым единым жива Ефремово-Степановка. Нынешняя жизнь обитателей слободы слагается, как ткань из нитей, из дел насущных. Волнует поселян ежегодная битва за плодово-овощной урожай, поиск новых методов заработка и злободневный вопрос, когда в слободу проведут газ.

Некоторые слободчане продолжают дело богатого рода Ефремовых. Есть в слободе весьма крепкие хозяйства, теплицы, плантации. Вот, правда, излишки на местном рынке продавать бесполезно. Поэтому возят в Тарасовку, Миллерово, Каменск.

Некоторые слободчане продолжают дело богатого рода Ефремовых. Есть в слободе весьма крепкие хозяйства, теплицы, плантации. Вот, правда, излишки на местном рынке продавать бесполезно. Поэтому возят в Тарасовку, Миллерово, Каменск.

Что касается работы, то ее на селе маловато. Как, собственно, и денег. «Недавно я в районе в небольшую аварию попал, — рассказал автору один местный житель. – Сразу предупредил: страховки у меня нет. А мне в ответ: «У меня, представь, тоже». Понял, как? Денег на страховки у людей нет, потому что страховки эти уже дороже моих «Жигулей» стоят! В общем, договорились как-то. А что делать? Я и дальше буду без страховки ездить. Недавно — слышал? — по телевизору сказали: спад в экономике преодолен, проблем нет. А оно, может, у экономики проблем и нет. У нас-то есть!»
Зарабатывают слободчане тем же, что и прежде: сбывают на рынках излишки урожаев. Жаль, конечно, что своим, степановцам, много товара не продать — у всех, почитай, одинаковые хозяйства. Приходится с молочкой да овощами выбираться в райцентр и города, что поближе. Пессимисты же глядят на все это, качают головой, продают жилища и уезжают в города.

Фрейлина Ее Величества

Кстати, еще об одном вкладе рода Ефремовых в жизнь государства, помимо атаманских проделок и основания слободы. Речь идет о выражении «как на Маланьину свадьбу». Дело такое. Влюбился атаман Степан Данилович Ефремов в казачку Маланью, торговавшую на базаре бубликами, и после долгих уговоров добился ее руки. Сыграли молодожены свадьбу, какой еще не бывало на Дону. Поговаривали, что столы с угощениями были выставлены в городе Черкасске по всей длине главной улицы, а специально назначенные казаки следили, чтобы на этом празднике, который длился неделю, не было трезвых. Такая свадьба, конечно, не могла не войти в историю Донского края, а затем и всей страны.
Что касается самой Маланьи Ефремовой, то она, став женой атамана, быстро освоила придворный этикет и вошла впоследствии в свиту самой Екатерины II. Вот такая, что называется, местная мыльная опера.

В ожидании газа

Последние годы слободчанам активно обещают газификацию: ведут, мол, в вашу сторону газовую ветку, нужно лишь немного потерпеть, чтобы основными заготовками на зиму стали все-таки соленые огурцы, а не дрова и уголь. Терпит слобода. Надеется, что с появлением газа забьет жизнь, как упомянутый родник, и что будет в ней поселян столько, сколько гостей на Маланьиной свадьбе. Вот только где слободчанину взять деньги на врезку и обустройство газа, когда их даже на автомобильную страховку нет?
Впрочем, степановцы и с этим вопросом наверняка справятся. Если б не так было, то и самой слободы уже бы давно не было…

Продолжить чтение
Может также заинтересовать

Другое в рубрике Архив

Вверх