Архив
С гидом по городу: Как Франц Деволан станицу Каменскую перестроил
ы продолжаем наши осмысленные прогулки по главной каменской улице — проспекту Карла Маркса.
Мы продолжаем наши осмысленные прогулки по главной каменской улице — проспекту Карла Маркса.
Набережная — то место, откуда начинался на правом берегу Донца Московский почтовый тракт. Именно по нему в начале 19 века и происходила застройка станицы в результате ультракороткой миграции каменцев с одного берега на другой.
Переселение начал в 1816 г. атаман Платов: будучи в станице, донской атаман посоветовал казакам передвинуть Каменскую, дабы впредь избегать частых подтоплений. Этим советом каменцы благоразумно и воспользовались.
Планировку станицы осуществил видный градостроитель и архитектор Ф. Деволан. На Дону к тому времени он уже спроектировал Новочеркасск — новую казачью столицу, а в России тех времен обустраивались десятки городов по его проектам. Среди них — Одесса и Тирасполь.
Интересна судьба Франца Деволана. Родился в Антверпене (Бельгия), молодые годы жил в Америке, в Россию попал по приглашению императрицы Екатерины. За годы российской службы отличился важнейшими государственными делами: строительством городов, крепостей, каналов, гидрологических объектов и т.д. Был отмечен многими наградами Российской империи. Но после смерти Екатерины его обвинили в русофобии, лишили имущества и выдворили из страны. Обида поутихла, когда его вернул ко двору Павел I, но, как признавался сам Франц Петрович, не была забыта никогда.
Это, впрочем, не помешало ему служить русскому государству до конца лет и, помимо прочих полезных дел, иметь в активе планирование Каменской станицы.
В распоряжении каменского историка А. Чеботарева есть карта станицы первой половины 19 века, на которой можно увидеть первые станичные улицы — прообраз будущего исторического центра города Каменска. К главной артерии города — нынешнему проспекту Карла Маркса — присоединены несколько улиц-перпендикуляров: сегодняшние Мусина, Подтелкова, Кирова и т.д. Центр города — Покровская (базарная) площадь, главный станичный объект — Покровский храм. Окраина станицы — нынешняя улица Горького, где находилась почтовая станция.
В середине 19-го столетия проспект назывался Николаевским, но позже улицу переименовали в соответствии с географической принадлежностью станицы в Донецкий проспект. В советское время главный городской бульвар назвали проспектом Карла Маркса. С чем многие коренные жители рьяно и, надо полагать, справедливо не согласны.
Кстати:
Франц Деволан дважды увековечен в Приднестровье — в виде памятника и в виде монеты. В 2007 году в г. Тирасполе установлен бюст Деволана, а с 2015 года там ходит трехрублевая монета с изображением градостроителя. Что интересно, монета эта — пластиковая.