Архив
Обыкновенный фашизм: О чем «рассказали» немецкие картины, найденные в одном из каменских домов?
О том, как немцы грабили СССР, написано достаточно много. Гораздо меньше о том, что основательные «арийцы» видели территорию «варварской» России не просто как оккупированные земли, но и как заселенные немецкими колонистами. Весьма печально, что многие немцы вняли призывам фашистской пропаганды ехать на Восток и осваивать нецивилизованные окраины Европы.
О том, как немцы грабили СССР, написано достаточно много. Гораздо меньше о том, что основательные «арийцы» видели территорию «варварской» России не просто как оккупированные земли, но и как заселенные немецкими колонистами. Весьма печально, что многие немцы вняли призывам фашистской пропаганды ехать на Восток и осваивать нецивилизованные окраины Европы.
КАМЕНСК-ШАХТИНСКИЙ, Ростовская область, 23 декабря — «ПИК». На Дону военщина и колонисты не успели утвердить новейшие хозяйственные устои, а вот на территории всей западной части СССР в 1942 г. отмечался даже некоторый колонизационный бум. Например, в Западной Украине немецким помещикам были отданы во владение более 750 крупных хозяйств. В Белоруссии возникли сотни имений. В Прибалтику прибыло 16 тысяч колонистов, которым передали 200 тысяч гектаров земли.
Одним словом, заселяли немцы захваченные земли, полагая, что раз установлен Третий Рейх на тысячи лет, то и на их скромный век тем более хватит.
Чисто немецкий подход
В этой связи интересны даже незначительные факты, проливающие свет на оккупацию Каменска. В ноябре текущего года в доме №88 на улице Пушкина были найдены детали интерьера немца, проживающего в этом доме в 1942 г. Еще раньше в нем неоднократно находили атрибуты мирной жизни фашистов или, если точнее выразиться, времени, свободного от войны.
О своих находках рассказывает каменчанка Е. Ждакаева:
— Недавно мы решили сделать ремонт хозпостроек — поменять перегородку в одном из сараев. Когда сорвали старые доски, то между ними и каменной кладкой обнаружили предметы, привлекшие наше внимание. Они были очень грязные, и, очистив грязь, мы поняли, что это картины. Кто написал, как они тут оказались? Ответы пришли, когда внимательно осмотрели полотна. На одном был портрет, на втором — пейзаж с обнаженной женщиной, а на третьем — горный вид. Судя по портрету, рисовал их явно не наш художник. Скорее всего, картины привез с собой кто-то из немецких оккупантов. Или нарисовал уже будучи в Каменске. Я отнесла их историку Александру Чеботареву, и он подтвердил нашу догадку. Картины — гости из Германии времен Второй мировой войны.
Музей №90
Теперь небольшое отступление в пользу того, что речь идет именно о предметах интерьера немецкого колониста.
По словам Екатерины, два дома — №№ 88 и 90 — во время войны были объединены в одно домовладение. Жил в нем некий респектабельный немец. Об этом ей рассказывала в 1990-е годы бывшая хозяйка дома №90 Вакуленко. Немец этот пожаловал на поселение основательно, из Германии он приехал не один, а вместе с домочадцами, прислугой, мебелью, домашним скарбом и даже живностью. Известно также, что во дворе у него была устроена конюшня. В шикарном казачьем курене жила семья немца, а в доме №88 обитала челядь. Сейчас на месте старого куреня высится новый дом, а самой очевидицы событий нет в живых.
— Семья Вакуленко была известна в Каменске. Оба — муж и жена — были партийными работниками, он — человек хваткий и основательный, во время войны был интендантом. Когда немцев из города выгнали, он сохранил все, что в его доме после немцев осталось. А осталось, надо сказать, много чего. Однажды, еще девчонкой, я была у них в гостях, и мне тогда показалось, что я попала в настоящий музей. Было ощущение, что все вокруг — антиквариат. Там находились старинные горки, столы, серебряная посуда, немыслимые фолианты. И подозреваю, что еще много чего было спрятано. В том доме, между прочим, были большие подвалы, наверняка в них что-то тоже хранилось. Сейчас, увы, нет ни подвалов, ни дома.
Туалет, обклеенный деньгами
Что касается дома №88, в котором были найдены немецкие картины, то он также долгие годы хранил много тайн.
— Наша семья въехала туда в 1983 г. Практически сразу мы стали находить различные интересные вещи. Например, были обнаружены медные тазы с изображением императора, предметы посуды, старые гравюры. Интересно было обнаружить старинный самовар и патефон.
Находок, связанных с оккупацией, также было предостаточно. Из них запомнились две — бумажные дойчмарки, сложенные стопками, и серебряный чемоданчик. Деньги — 1929 г. выпуска, их было так много, что мы, ребятня, на радостях обклеивали ими все, что можно: сараи, туалет… Тогда мы, конечно, подумать не могли, что это имеет какую-то историческую ценность. Недавно я даже решила посмотреть, не осталось ли где за сарайной дощечкой наклеенных дойчмарок. Но, увы, время сделало свое дело.
Что касается чемоданчика, то это был столовый прибор на 12 персон. Все в нем было из чистого серебра, а на приборах — с обратной стороны — красовалась свастика. Этот чемоданчик впоследствии уехал в Ленинград. Один из каменчан, живущих там, обещал, что в Питере его покажут в музее и вернут обратно, но раритет к нам так и не вернулся…
С полным текстом статьи можно ознакомиться в номере газеты «ПИК» от 14 декабря.