Архив
Акция «ПИКа»: Читай каменское! Часть 1.
2015-й — год литературы. В ее бурном потоке течет и каменская река: в разные годы каменчане посильно участвовали в развитии большой прозы, и порой с их участием складывались целые литературные направления. Мы решили вспомнить все (точнее, многое из того), что было написано в Каменске, о Каменске и каменской рукой.
2015-й — год литературы. В ее бурном потоке течет и каменская река: в разные годы каменчане посильно участвовали в развитии большой прозы, и порой с их участием складывались целые литературные направления. Мы решили вспомнить все (точнее, многое из того), что было написано в Каменске, о Каменске и каменской рукой.
Каменцы писали много и с пользой. Каждый домовитый станичник имел у себя дома библиотеку, старался нет-нет да и быть в курсе литературы мировой и новостей имперских. Образование в станице считалось за великое благо, а если какой-нибудь казачий отпрыск проявлял, помимо рвения к коню и сабле, еще и способности литературные, то тогда его творческую дорогу если не обносили забором заботы, то, по крайней мере, не мешали этой судьбе-веревочке виться. Подобные сведения можно найти, к примеру, в биографии философа А. Лосева. Ежегодно приезжал он из Новочеркасска в дом на улице Коммерческой (ныне Кирова), где в пенатах его дяди Стефана Власова, была большая библиотека. Оттуда брал он книги, читал их взахлеб, а затем с жаром обсуждал прочитанное вместе с родственниками. Любимыми книгами Алексея в тот период были романы французского астронома Фламмариона. А каменское небо стало для Лосева первым образом бесконечности, понятие которой в его философии – одно из основных.
В «близком и добром доме тетки Марфы и отца Стефана» по ул. Коммерческой, 83 написал он первую работу «Атеизм, его происхождение и влияние на науку», а также несколько трудов по философии и теории музыки. Философ не только прекрасно играл на скрипке: его теория музыки сегодня считается одной из лучших в XX веке.
Другой замечательный пример — Николай Туроверов. Вся семья знаменитой фамилии была исключительно интеллектуальной. В XIX веке этот дворянский род дал Дону первого Туроверова-литератора: в 1858 году А. Туроверов издал сборник «Казачьи досуги», из которого два стиха ушли «в народ»: «Конь вороной с походным вьюком» и «Много лет Войску Донскому».
Потомок поэта — Николай Туроверов — пошел еще дальше. Еще в реальном училище Туроверов-старший сочинял столько, что его творчество, дабы не утомлять читателей, публиковалось в ученическом журнале под разными псевдонимами. Журнал назывался «К свету!», и один из его экземпляров, изданный в ст. Каменской в 1916 году, дошел до наших дней.
Затем была многолетняя военная эпопея, во время которой, как известно, музы молчат. Продолжилась литературная деятельность только в эмиграции. Там Н. Туроверов выпустил пять сборников стихов, массу статей и целую россыпь исторических работ. Он стал организатором «Казачьего кружка литераторов» и издателем казачьих альманахов, а также прославился, пожалуй, как наиболее известный поэт казачьего зарубежья.
Казмичев, Тимощенко и Петровский
Кто еще из каменцев публиковался и издавался в конце XIX — начале XX века? Жил в станице одно время писатель Матвей Матвеевич Казмичев. Попал он в Каменскую по делам, косвенно связанными с литературой, — в ссылку — за распространение нелегальных книг. Но, похоже, что связь с литературой не утерял и вообще писать любил. Во-первых, сам написал несколько пьес. Во-вторых, выросли у него трое детей — все сплошь литераторы.
Еще два каменца были в прошлые времена на слуху у обывателей. Один из них — этнограф и археолог И. Тимощенко — служил в Петербурге, работал в тамошних журналах «Новь» и «Дело», и одну из своих работ посвятил станице Каменской. Для обывателя книжка эта была заумная, потому как называлась «Юридические обычаи и народный быт станицы Каменской», а вот для историков и статистов — самое то. В 1901 году этот уважаемый человек приехал в станицу и организовал раскопки Рыгинского городища.
Другой человек — А. Петровский, помимо того что родился в станице Каменской и писал хорошие стихи, был еще и депутатом Второй Государственной думы. Был он, строго говоря, политиком тех времен, а о политиках — либо хорошо, либо ничего. Неизвестно, издавались ли стихи Петровского в виде книг, но, учитывая статус автора, очень даже возможно.
Если говорить о политиках более серьезного ранга, то здесь нельзя не упомянуть одного из главных русских социалистов той поры — Георгия Плеханова. В 1878 году приехал один из основателей РСДРП (Российской социал-демократической рабочей партии) и газеты «Искра» в наши края, что называется, по обмену опытом. В ту пору его очень интересовал уклад жизни донских казаков. Пообщался будущий лидер меньшевиков со станичниками, поездил по окрестным хуторам, заглянул в станицу Луганскую, где как раз в это время были волнения казаков в связи с введением новых правил пользования лесами. В общем, погостил две недели и уехал. А вскоре опубликовал в журнале «Земля и воля» заметки о каменских казаках. Они так и назывались — «Каменская станица».
Пожалуй, самым первым крупным творением созданным в Каменске и изданным затем по всей стране, стала книга Якова Минченкова «Воспоминания о передвижниках».
Жил-был художник Яков Данилович Минченков, родом происходил из Донецкого округа, был нашим земляком. В молодые годы входил в легендарное Товарищество художников-передвижников, объездил с выставками бескрайнюю Россию. Написал много картин.
После гражданской войны поселился художник в Каменске. Очень быстро внес в местную жизнь столичную культурную струю, хотя и не молодой уже был. Работал в школах и училищах, преподавал живопись, организовывал художественные студии, создавал выставки, руководил симфоническим оркестром. Представить без него культуру Каменска 20-30-х годов XX века невозможно.
В эти годы переписывался из донских степей Яков Данилович с великими друзьями – И. Репиным, В. Гиляровским и др. В письмах нередко упоминал художников-передвижников и делал это так живо и интересно, что дядя Гиляй* посоветовал ему написать книгу воспоминаний. Что Минченков и сделал.
Написанные в Каменске «Воспоминания о передвижниках» после первого же издания мгновенно исчезли с книжных прилавков. Полностью разошлись и три последующих издания. А в художественном мире «Воспоминания» Минченкова и по сей день считаются лучшей книгой о передвижниках.
*Прозвище В. Гиляровского.
О современных книгах, о писателях и читателях, о газовой атаке в Каменске и зловещем убийстве иностранного гражданина на улице Подтелкова, о том, кто везет каменскую литературную «телегу», а кто ее толкает, о многом другом читайте скоро на нашем сайте.