Архив
Экспедиция «ПИКа»: Где живут «новые наши» и как проехать в Регион «777»?
В 2014 году Россия вернула себе Крым. «Теперь уже никто не сможет забрать его у нас», – уверенно заявляют эксперты в геополитике. День присоединения Крыма к России уже предлагают внести в календари как один из важных дней российского государства. Именно после Крыма страна ощутила себя в полной мере способной противостоять чиновничьему и военному произволу Запада и мощной информационной травле западных СМИ.
В 2014 году Россия вернула себе Крым. «Теперь уже никто не сможет забрать его у нас», – уверенно заявляют эксперты в геополитике. День присоединения Крыма к России уже предлагают внести в календари как один из важных дней российского государства. Именно после Крыма страна ощутила себя в полной мере способной противостоять чиновничьему и военному произволу Запада и мощной информационной травле западных СМИ.
Как сегодня живет Крым в условиях новой госпринадлежности, насколько жизнь полуострова зависит от Украины, что волнует простых крымчан и сильных Крыма сего? Чтобы ответить на эти и многие другие вопросы, «ПИК» отправился в новую провинцию России. И по пути на полуостров уже преодолел первое препятствие — паромную переправу Кавказ — Крым. Итак, смотрим.
Сказать, что этим летом в Крыму отдохнули многие россияне — это ничего не сказать. Вся государственная элита, включая президента страны и руководителя «Газпрома», отметилась в Крыму на разного рода совещаниях, парадах, деловых встречах и пляжах. С началом сезона отпусков на полуостров рванул народ попроще, но именно он принес Крыму много денег и веру в то, что у южного берега Крыма есть все шансы стать главным российским курортом.
-
-
Раннее утро. Из пассажиров поезда «Москва-Анапа» формируется внушительный отряд — человек семьдесят. Всех ведут по узкому коридору, в конце которого — ворота металлодетектора. Три женщины-таможенника едва успевают справляться с толпой еще спящих, и поэтому снисходительных, людей.
— Таможенник — женская профессия, — шутит кто-то за спиной.
-
-
Очередь, прошедшая металлодетектор, приближается к причалу, но впереди — заградительная сетка. За ней медленно грузят на паромы людей, машины, грузы и железнодорожные вагоны. Сколько еще ждать — неизвестно.
-
-
Порт просыпается. В воздухе витают звуки натянутых стальных тросов, лязг железнодорожных вагонов, грохот грузов. Глядя на все это, особенно на прибывающих людей и растущие очереди, приходишь к мысли, что мост через пролив, строительство которого начато на днях, — это, действительно, решение всех проблем.
-
-
Пока осматриваем горизонты, которые выплывают из темноты вместе с утренним солнцем, отмечаю, что общее время ожидания в портовом «отстойнике» приближается к двум часам. Успокаиваю себя мыслью, что еще пару недель назад люди в очереди успевали несколько раз поесть, поспать, отрастить бороду и вообще изрядно состариться.
-
-
Восемь ноль-ноль. Толпа практически отряхнула сон. Эмоции и чувства начинают бить ключом. Каждая новая картинка не в пользу отдыхающих добавляет нервных смешков. Одна из таможенниц по ту сторону заграждения направляется к воротам, чтобы открыть их… Толпа радостно ухает, но та, оказывается, просто выходит по делам. Раздражения добавляет загруженный под завязку паром, отходящий в Крым без нас.
-
-
Фотографирую портовые терминалы. Глядя на это, одна женщина спрашивает:
— Вы что, украинский шпион?
Какой вопрос, такой и ответ:
— Та ни, який я шпийон? Свой я.
Толпа нервно смеется. Это помогает людям еще пару минут отвлечься от разглядывания морских горизонтов и ожидания путешествия.
-
-
В ожидании парома толпа забывает, что едет на отдых в Крым, и начинает потихоньку переругиваться, перемежая анекдоты разговорами о политике. Самые свежие анекдоты — о Керченской переправе, рожденные в такой же толпе: «В Крыму запатентован новый способ укрепления патриотизма у россиян — паромотерапия» и «Тема школьных сочинений в России: «Как я провел лето на Керченской переправе». Но вот, наконец, подходит паром.
-
-
Пешеходная толпа — просто прелесть. Слегка шумит, но до рукоприкладства не доходит. А вот автомобильная – это полный атас. Широкую известность получили истории, связанные с тем, как обозленные от августовской жары водители-очередники расправлялись с коллегами, пытавшимися проехать без очереди. Громкие случаи – перевернутая машина депутата Госдумы и пробитая голова женщины, пытавшейся проехать без очереди.
-
-
Паром пришвартовывают к пирсам. Беспрерывный поток туристов, машин и грузов заставляет портовых работников делать свое дело нежно и быстро. Присоединение Крыма к России взбудоражило весь земной шар — не то, что соседей через морскую границу.
-
-
Из недр парома сначала появляются люди, потом — все остальное. Считаю машины, выходящие из грузового отсека парома, — порядка ста тридцати автомобилей, включая несколько больших автобусов. В день туда-сюда отправляются десятки рейсов. Это — тысячи машин, десятки тысяч людей, тонны грузов! Масштаб!
-
-
Человек двести спешно грузятся на паром, занимают места на верхней палубе — отсюда открываются великолепные виды мерцающих в дымке берегов Крыма. В пассажирской кают-компании тепло и пахнет копченой колбасой, которую, наконец, достают из своих сумок любители спокойно поесть.
-
-
Чайки чувствуют запах еды и сгущаются над паромом, как каменчане на прием к депутату Заксобрания РО Ирине Загоруйко. Дети достают свои булки и запускают в небо сначала по крошке, а потом по целой буханке. Размер и вес караваев голодных птиц не смущают – выпечка раздербанивается стаей птиц еще до того, как долетает до воды.
-
-
Несколько часов «керченского стояния» позади. Паром потихоньку подползает к крымским берегам. Играет тихая музычка. На мониторах в пассажирском отсеке показывают фильм о крымских достопримечательностях. Фильм староват. Фразы с экрана звучат как-то странно: «Ялта — жемчужина курортной Украины…»
-
-
Летом крымская половина переправы была настоящим кошмаром для жаждущих южного солнца россиян. В порту катастрофически не хватало накопительных площадок для машин, в один из дней по обе стороны переправы скопилось более двух тысяч авто. 19 августа паромное сообщение побило свой же рекорд — через Керченский пролив было перевезено 4 тыс. 143 машины, паромы совершили 90 рейсов в обе стороны.
-
-
Фото из архива.
-
-
Как и по ту сторону пролива, нас снова собирают в одну кучу. Этот человек с рупором – обязательный член портового братства. В его задачу входит орать в трубку: «Все, кто приехал по единому билету, — ко мне!». Единый билет – это когда по железной дороге добираешься до Анапы, а после парома – на крымском автобусе. Все передвижения до пункта назначения оплачены в одном билете.
-
-
В Крыму пассажиров разбирает куча автобусов, как табун нетерпеливых железных коней, бьющих копытами на подъездах к порту. Главная опасность здесь — не сесть в нужный тебе автобус. Названия рейсов часто отсутствуют, поэтому надо обязательно спросить у водителя: мол, куда идет автобус? На моих глазах пассажир, едущий в Судак, уехал в Симферополь.
Не пропустите следующие фоторепортажи корреспондента «ПИКа»: «Вежливые люди» в стране сувениров», «Пляжная жизнь Крыма в сезон «оккупации», «Крымо-зарплаты против укро-патриотизма» и многое другое.