Архив
Как станица Каменская на Великую войну собиралась
1 августа 2014 года минуло ровно сто лет со дня начала великой битвы народов, растянувшейся на долгие годы и бесповоротно изменившей судьбы всего мира.
1 августа 2014 года минуло ровно сто лет со дня начала великой битвы народов, растянувшейся на долгие годы и бесповоротно изменившей судьбы всего мира.
КАМЕНСК-ШАХТИНСКИЙ, Ростовская область, 8 августа – «ПИК». Сколько Отечественных войн было в России? «Две, – скажет расторопный читатель. – Война 1812 года и Великая Отечественная война». Но историки скажут: «Три»,— имея в виду, что до 1939 года Первая мировая война называлась в обиходе Второй Отечественной, или Великой войной.
С помощью известного в Каменске-Шахтинском краеведа А. Чеботарева «ПИК» заглянул в станицу Каменскую накануне августа 1914 года и прошел с каменскими казаками по дорогам и фронтам Великой войны.
… Вторая половина лета – самая ответственная пора в году. Июль и август – сени зимы. Как с летом простишься, так и зиму встретишь. На полях и в садах созревают урожаи, в реках теснятся жирные рыбы, мельницы стоят, оглядывая просторы, в ожидании большой работы. Казаки и крестьяне — на хлебах. Пасутся кони-дончаки, не знавшие войны, на степных выгонах.
В хуторе Красном, в 12-ти верстах от Каменской, грандиозное событие: там в начале июля открыли Северо-Донецкую шлюзную систему. Тысячи наряженных каменцев и гостей округи стали участниками действа государственного значения. Не смолкают аплодисменты, звучат марши и мелодии в исполнении войскового оркестра.
Еще одно важное событие и повод посудачить как минимум на год вперед – традиционный лагерный сбор, который начинается в мае в слободе Тарасовской Донецкого округа. Целыми днями состязаются в воинском искусстве еще пока не присягнувшие на верность Отчизне «малолетки», пытаются обуздать они неукротимых дончаков, рубят шашками лозу, колют соломенные вражеские чучела, стреляют из пулеметов и винтовок. Выходят из их рядов будущие военные виртуозы. Ходит промеж казаков атаман всего войска Донского, кивает удовлетворенно в сторону донских скакунов. Скоро напишет в своих бумагах заведующий областным коневодством: «Жеребцы в станицах округа здоровый вид имеют и за немногими исключениями отвечают своему назначению».
Что за назначение у донского коня? Служить донскому казаку. А какой первейший долг казака? Служить Отечеству и не ронять честь и доблесть казачьего мундира на поле брани. Война не всегда рядом с казаком, но ратное дело – всегда. Помогают ему в трудный час верный конь и острая сабля. В подспорье им — склады оружия и войскового имущества на Арсенальной улице, оружейная мастерская и ждущий своего часа порох в пороховых погребах.
Однако что это? На традиционном смотре казаков 44-го Донского казачьего полка выходит на Покровскую площадь… пьяный казак Стефан Дурнев. Вахмистр этот, «будучи призван для проверки его боевой готовности, вышел не из строя, а из толпы зрителей не только без предметов обмундирования и снаряжения, подлежащих осмотру, но даже не по форме одетым, имея на голове черную лишь шапку». Случай для станицы, надо сказать, весьма нехарактерный, но приведен здесь по двум причинам. Во-первых, чтобы показать всю пестроту жизни окружного казачества тех лет, а во-вторых, объяснить, что если таковые казусы и встречались, то затем бывали искуплены истинно по-казачьи – с шашкой наголо в лихом бою. Впоследствии каменский казак Стефан Дурнев отличился на полях Первой мировой и полностью вернул все регалии носимого им звания.
Но вот звучит грозный набат. Поскакали в горизонты взмыленные лошади с красными флажками и фонарями, понес казачий сполох суровую весть по всему округу, по дальним хуторам и заимкам.
«Отец мой Краснов Данила Стефанович, рождения 1884 года, весть о начале Великой войны встретил в поле, где они работали с матерью, – вспоминал сын донского казака житель Каменского района Михаил Краснов. – Внезапно вблизи них стремительно промчался всадник – вестовой. На пике его трепетал красный флажок.
— Война! Война! – надсадно кричал тот.
— Ну вот и все, – упавшим голосом произнес отец, а затем распряг лошадь и помчался на ней домой собираться в станицу».
О том, как каменцы на войну собирались, как получилось, что в канун мобилизации станичники остались без атамана, о том, как рубились в Галиции с немцами и обращали в бегство австрияк, а также другие эксклюзивные факты о жизни и смерти каменских казаков, читайте в газете «ПИК» от 6 августа.