Архив
Самый знаменитый каменский художник умер по вине «дурака-милиционера»
1 апреля (19 марта по ст. стилю) 1871 года родился Яков Данилович Минченков, художник, чье имя вряд ли нуждается в представлении каменчанам.
1 апреля (19 марта по ст. стилю) 1871 года родился Яков Данилович Минченков, художник, чье имя вряд ли нуждается в представлении каменчанам.
Долгие годы он являлся членом легендарного Товарищества художников-передвижников, одного из самых ярких явлений в русском искусстве XIX-XX вв. А остаток жизни замечательный художник провел в нашем городе (или, как он сообщал в одном из писем, «на хуторах»), где вписал в историю Каменска-Шахтинского немало славных страниц.
В начале XX века Минченков был поистине ключевой фигурой в деятельности Товарищества. В течение двух десятков лет он заведовал передвижными выставками, на его плечах лежали все организационные хлопоты по «выходу передвижников в народ»: от поиска помещений и пересылки картин до переговоров с властями и общения с покупателями, ценителями и просто зеваками на экспозиции. Был он, как писали современники, «оруженосцем славной передвижнической рати». И, конечно, неизменно сам выставлял свои полотна.
После гражданской войны художник переехал в станицу Каменскую, где активно участвовал в организации изостудий в различных учебных заведениях города, проводил занятия и просветительские беседы, руководил симфоническим оркестром, вместе с учениками установил в городе памятник Ленину. Из-под его кисти вышли пейзажи родных мест, жанровые композиции, портреты. В числе задумок было написание портрета знаменитого земляка М. Шолохова. Многое удалось ему вдохнуть в культурную жизнь Дона.
Интересно проходили уроки Минченкова: они были выдержаны в спокойной, деловой манере, но в то же время дозволялись и некоторые шалости. Преподаватель заходил в класс, слегка загребая правой ногой, – у него вообще была «медвежья» походка, – тихо говорил: «Здравствуйте» и садился на стул.
«Тихонько ходил от парты к парте, садился на краешек, брал чей-нибудь рисунок, исправлял, говорил, как нужно нарисовать, – вспоминала ученица Я. Минченкова Зоя Медведева. – Иногда получалось, что от нашего рисунка ничего не оставалось, это уже был его рисунок».
На уроках кто-то мог откусить часть натюрморта – от огурца или помидора, которые приносили ребята из Старой Станицы. Один раз некто разрезал острый красный перец и разбросал по классу. Все начали чихать и кашлять.
«Яков Данилович повернул дело так, как будто ничего не было. Класс проветрили, виновника выдворили, урок был продолжен», – вспоминал каменчанин В. Поздняков.
Интересно, что главное его творение находилось вне сферы изобразительного искусства.
В Каменске Минченков написал мемуары о старых соратниках – «Воспоминания о передвижниках». Двадцать литературных портретов художников дали любителям искусства информацию из первых рук о жизни великих Сурикова, Левитана, Мясоедова, Репина, Куинджи, книга открыла их творческий и человеческий облик. После первого же издания «Воспоминания» стали почти библиографической редкостью.
Умер Яков Данилович 18 мая 1938 года.
«У какого-то дурака-милиционера, увидевшего Якова Даниловича рисующим здание Госбанка, появилась мысль, что этот старик, возможно, является… шпионом, – вспоминал ученик Минченкова И. Меняйло. – Я видел их, идущих вдвоем, и поздоровался, но не мог предположить, что его вели, как врага народа. Лишь вечером в парке Горького мне рассказали, как милиционер забрал Якова Даниловича, как жители города втолковывали этому балбесу, что он имеет дело с весьма уважаемым художником. Но тот стоял на своем… Всем этим настолько был потрясен наш честнейший учитель, что сердце его не выдержало переживаний и через день он умер».
Сегодня имя Якова Минченкова носит детская школа искусств. На здании педколледжа ему установлена мемориальная доска. Стараниями казаков найдена могила Минченкова, исчезнувшая после войны. А в краеведческом музее хранится единственная уцелевшая его картина «Осенний урожай».