Архив
«ПИК» побывал на первых народных митингах в столице Донбасса
Каменск, Донецк — города приграничные, с соседями связаны испокон веков тесно и кровно, поэтому от событий на Украине нам не отмахнуться. Корреспондент «ПИКа» побывал по заданию редакции в ближайших к нам украинских городах.
Каменск, Донецк — города приграничные, с соседями связаны испокон веков тесно и кровно, поэтому от событий на Украине нам не отмахнуться. Корреспондент «ПИКа» побывал по заданию редакции в ближайших к нам украинских городах.
За день до поездки из телевизора и Интернета узнаю, что Донецк погружен в хаос, у банкоматов очереди, бензина не хватает, не работает мобильная связь.
22 февраля, в субботу, в 4.40 начинаю свое путешествие с каменского автовокзала на автобусе Волгоград-Луганск. На границе задержек нет, российский и украинский посты пройдены за один час, не дольше, чем обычно. Перевожу стрелки часов на два часа назад — на местное украинское время. Народ в автобусе досматривает сны, так что поговорить о текущем политическом моменте не получается.
В кассе луганского автовокзала покупаю билет в Донецк. В пути знакомлюсь со студенткой Ириной Володько, которая едет домой в Новоазовск. Узнаю от нее, что сторонники «Майдана» установили палатки в Луганске и грозились ночью взять штурмом здание местной администрации. А так в городе спокойно, только вот мама теперь переживает и звонит каждые полчаса. Сама к событиям относится почти равнодушно, ведь ее родной город от Киева далеко…
В Донбассе все спокойно?
Около 10 утра по местному времени. На улицах Донецка немноголюдно, обычное субботнее утро… Ан нет! Вижу вдалеке вооруженных людей, которые стоят кучкой возле зданий в старой промзоне. Присматриваюсь. Игроки в страйкбол разминаются перед игрушечной атакой…
У банкоматов очередей нет, по крайней мере у тех, которые встретились по пути. На прилавках крытого рынка — изобилие продуктов, включая хлеб. Звонок в Каменск — связь в роуминге работает отлично.
Направляюсь в сторону центра города по сонным улицам и недоумеваю про себя: неужели до Донецка не докатилось?.. И тут слышу: «Уважаемые жители Донбасса! Записывайтесь в ряды самообороны!»
11.00, звуки громкоговорителя доносятся со стороны главной городской площади. Иду туда, ориентируясь на памятник Ленина. Проходящая мимо пожилая женщина участливо спрашивает меня:
«А вы не боитесь, что титушки* придут?»
Скорее всего, она предупреждает не столько о политических провокациях, сколько о мордобитиях, к которым граждане Украины за годы бурной современной истории привыкли.
Вставай, страна огромная!
Подхожу к памятнику Ленина, где собираются люди. Публика в основном пожилого и среднего возраста. То там, то сям вспыхивают жаркие дискуссии, в которые периодически вмешивается милиционер, успокаивая собравшихся. На гранитных плитах у памятника плакат: «Восточный фронт».
Один из участников на мой вопрос поясняет: «Нам нужно объединяться! Мы записываем телефонные номера желающих помогать правоохранительным органам в охране города».
Впрочем, собравшихся пока немного. Вокруг идет спокойная жизнь, большинство горожан никак не реагирует на призывы и проходят мимо.
Узнаю от митингующих, что через социальные сети «у танка» на пересечении проспекта Театрального и улицы Артема собирают людей. Это в квартале от площади Ленина. Означенный перекресток я слышу раньше, чем вижу — над городом из динамиков разносятся тревожные аккорды знаменитой александровской «Священной войны»: «Вставай, страна огромная! Вставай на смертный бой! С фашистской силой темною…» Все громче, громче. Сотни людей по обе стороны улицы Артема, флаги, транспаранты, георгиевские ленты. У гранитного постамента памятника, представляющего собой советский танк «тридцатьчетверку», сменяя друг друга, выступают ораторы.
Их речи транслируется через динамики:
— Если мы сейчас не сделаем шаг вперед, мы завтра сделаем сто шагов назад. Как одна единица — Донецк защититься не сможет. Предлагаю объединиться всей восточной Украине: Луганск, Запорожье, Донбасс, Харьков!
— К власти пришли бандеровцы, мы ее не признаем! Если они к нам сунутся, то здесь останутся!
— У нас был или есть еще такой президент, как Янукович. Который за время своего правления умудрился восстановить всех против себя: и запад, и восток, и юг Украины. Когда началась вся эта свистопляска, он и все его прислужники — обоср…сь! В результате предали ребят — «Беркут». Но существует третья сила, которая хочет натравить нас друг на друга!
— Сейчас мы хотим сохранить порядок, мы понимаем, что сейчас нет власти, которая нас защитит!
— Нам нужно отстоять свое право, мы должны объединиться! Обменивайтесь телефонами, контактами в социальных сетях — это нужно было сделать вчера, но мы опаздываем!
— Пусть каждый из нас расскажет об этом своим родственникам и соседям. Хватит сидеть дома и жрать кашу!
Ораторы у памятника дают интервью многочисленным СМИ. Между митингующими и журналистами телеканала «1+1» возникает перепалка — в адрес телевизионщиков сыплются обвинения в искажении фактов при освещении событий на Украине. Милиция наблюдает за происходящим неподалеку.
Митингующие гораздо охотней делятся своим мнением с российской прессой в лице «ПИКа»:
Перенько Иван: «Под дулом автомата не нужно никаких выборов! Наш президент предал всех граждан. Он мог бы мобилизовать страну, выдать милиции оружие. И нужно было это делать еще три месяца назад».
Гаврилко Алексей: «Я буду идти в МВД, СБУ — за оружием. Мы здесь не можем с голыми руками защищать свои интересы».
Виталий Тарасенко: «В силовых структурах Западной Украины не должны были служить местные! Боевики почувствовали власть, может повториться ситуация, как в Сирии. Я вышел, потому что не могу допустить этого, у меня дети, внуки!»
В 14.00 участники митинга идут массово на площадь Ленина, где продолжается сбор телефонов и подписей для формирования «Восточного фронта». Многие выступающие поздравляют в рупор с российским Днем защитника Отечества — вопросов по этому поводу ни у кого не возникает. Митинги продолжаются до глубокого вечера.
Рано утром выезжаю в Каменск тем же маршрутом. Но на этот раз не до сна. Пассажиры автобуса яростно обсуждают события в Украине. Из разговоров узнаю, что ночью в Луганске была стычка с применением огнестрельного оружия, к счастью, без жертв.
*«Титушки» — собирательный термин. Происходит от фамилии первого уличенного в провокациях — Вадима Титушко. Термин используется оппозицией в отношении всех, кто выступает в поддержку украинских властей.