Мы в социальных сетях

Газета «ПИК» | Каменск-Шахтинский

Под знаком «У», или как получают права в Каменске

Под знаком «У», или как получают права в Каменске

архив

Под знаком «У», или как получают права в Каменске

Машина для современного человека — уже не просто средство передвижения и тем более не роскошь, а почти обязательный член семьи, который тоже требует, чтобы его кормили, мыли, вывозили за город, давали крышу над головой и обеспечивали достойную старость после достижения пенсионного возраста.

Машина для современного человека — уже не просто средство передвижения и тем более не роскошь, а почти обязательный член семьи, который тоже требует, чтобы его кормили, мыли, вывозили за город, давали крышу над головой и обеспечивали достойную старость после достижения пенсионного возраста.
Но вот беда: просто так взять и сесть за руль нельзя. Перед пешеходом, решившим стать владельцем вожделенных колес, выстроен целый бастион административных препятствий, мешающих, на его взгляд, влиться в общий транспортный поток. Например, существуют правила дорожного движения или огромный комплекс санитарных дорожных служб под названием ГИБДД, зорко следящий за порядком на дорогах. А как вам такая форма социального разделения, как водительское удостоверение? Оказывается, чтобы стать полноправным членом автодороги, нужно иметь водительские права, и это не те права, которые положены каждому гражданину России по рождению (например, право на жизнь, труд и отдых). Эти права приходится получать, доставать, добывать, а кому-то, чего уж греха таить, покупать…
Короче говоря, однажды заметив за собой, что я начинаю нервничать при каждом повышении цен на бензин, хотя при этом ни разу в жизни не садился за руль, я понял – пора задуматься о приобретении водительских прав.
Первый же вопрос, решением которого я занялся, был такой: как подготовиться к экзаменам? Действующие Правила ГИБДД по экзаменационной подготовке допускают два способа сдачи: самостоятельно и пройдя обучение в автошколе.
В чем прелести самостоятельного изучения теории и практики вождения? Скажу сразу – в количестве потраченных денег. Это главный плюс. Во всем остальном – минусы: «самовыдвиженцу» придется самому покупать методическую литературу, думать, где достать машину для сдачи экзамена, в случае проваленных экзаменов быть ввергнутым в пучину непрекращающихся посещений МРЭО, обиваний порогов и попыток сдать практику вождения.
Немалую роль в выборе формы обучения может сыграть и такая правовая «вилка»: самоподготовка к экзаменам у нас в стране не запрещается, но ездить по дорогам без прав нельзя. Соответственно, к кандидату в водители может возникнуть вопрос: где и как он научился водить машину? Если не знаете, что ответить, лучше не пробовать.

Вас обучит автошкола, если даст добро нарколог
С того момента, как я взялся за телефон, чтобы найти нужную автошколу, по ту сторону трубки все автошколы Каменска включились в борьбу за нового клиента. Я остановил свой выбор на одной из них, предложившей лучшие условия. Мне были обещаны качество обучения, неплохая образовательная база, удобное время занятий и, собственно, свидетельство об окончании автошколы, которое должно было наступить через 3 месяца. В свою очередь я пообещал 18 тысяч рублей и посещение 150 часов занятий не реже хотя бы двух раз в неделю. Согласно договору, также от меня требовалось не опаздывать на уроки, не приходить на занятия в пьяном (!) виде, мыть руки перед тем, как сесть за руль (по крайней мере, так я расшифровал пункт «бережно относиться к имуществу автошколы»).
Итак, все было шоколадно, но… Никто не посадил бы меня за руль, пока не убедился, что я не страдаю маниакально-депрессивным психозом, не бьюсь головой об стенку, не кусаю прохожих, короче говоря, не страдаю шизофренией и эпилепсией, а также не курю травку и не сижу на игле. С психикой у меня все было в порядке. Но это надо было подтвердить документально. И я отправился в больницу за медицинской справкой.
В Каменске справки о допуске к вождению транспортных средств можно получить в горбольнице, а также посредством частных клиник. Чтобы скоротать время, я решил обратиться в одну из последних.
В клинике у меня забрали не только деньги, но и некоторое количество крови из пальца. Поводили ручкой перед носом, спросили, не было ли тяжелых травм и как переношу плохую погоду. Затем мы с врачами проверили зрение друг у друга: меня протестировали с помощью таблицы «Ш, Б и другие буквы», а я их – с помощью бумажных купюр, которые достал из кошелька, оплачивая услуги в кассе. Зрение у администратора оказалось отменное. В итоге моя медсправка украсилась огромным количеством подписей и печатей. И путь в автошколу оказался открыт! Да, кстати, заплатил я за информацию о своих болячках 1300 рэ.

А че такое тахометр?
На первом занятии огласили регламент образовательного процесса: более 100 часов теории и 50 часов практики. Преподаватель сразу же принялся методично… считывать с книжного листа то, что, по идее, должен был объяснять, и не оставлял сего метода до самого конца занятий.
Посещение уроков, кстати, было не ахти. Пара учеников, возникших перед нашим общим взором на первом уроке, вскоре исчезла и материализовалась только в конце занятий. Несколько раз обучение срывалось – важные темы приходилось откладывать до тех пор, пока не собиралось большинство студентов. Например, «Проезд перекрестков» завис почти на месяц, тему с горем пополам выучили, когда собралась половина группы.
Мой инструктор по вождению искренне удивился тому, что я ни разу в жизни не садился за руль, не знал, что такое тахометр и что мое время проходит не за баранкой, а в основном за написанием и чтением статей. Когда на первом же занятии автор забыл выжать сцепление в нужный момент, инструктор понял, что за учеником нужно следить в оба, и с таким умонастроением мы и прокатались половину положенных уроков.
Трудно сделать самый первый шаг. Согласно этой поговорке, все последующие занятия пошли уже легче. На дорогах я почти не глох, почти всегда пропускал пешеходов и на вопрос инструктора: «Почему не показал поворот?», объяснял, что уверенность моя растет день ото дня и что я могу иногда позволить себе такую роскошь (хотя, честно скажу, просто забывал).
После полутора месяцев лекций, которые в отрыве от практики просто взрывали мозги (а у кого-то, наоборот, усыпляли), начали решать экзаменационные билеты. Проверка знаний показала, что сядь за руль я прямо сейчас, то дорога, к примеру, из Каменска-Шахтинского до Ростова заняла двое суток и 10-12 тысяч рублей — именно столько денег из семейного бюджета пришлось бы выделить за нарушения ПДД. Потом я подтянулся и решал 18 вопросов из положенных 20-ти.
Самая веселая информация нас ждала в конце обучения. Новые правила изменили формулировки некоторых экзаменационных билетов, особенно, что касалось медицины. А вкупе со слухами, что МРЭО вскоре переедет в Донецк и нам придется сдавать экзамены в другом городе, стало ясно – тучи над будущими водилами сгущались и экзаменационный мороз крепчал.

Два месяца и водитель готов?
Из процесса обучения я вынес несколько важных мыслей:

  1. Автошкол в Каменске – пять, поэтому, выбирая образовательное учреждение, будущий водила может и должен «поковыряться». Послушайте, что говорят об этих школах те, кто уже получил права. Всегда ли стоимость соответствует качеству образования, а качество стоимости? Сразу выясняйте, что входит в цену обучения. Сколько часов вождения? Какой час имеется в виду – 45 или 60 минут? И т.д.
  2. Чем дольше срок обучения, тем лучше. Иногда звучат поистине фантастические сроки – 2 месяца, а то и меньше. Честно скажу, мне не хватило и трех месяцев, чтобы знать все ПДД и чувствовать себя за рулем уверенно
  3. Вам, конечно, предложат «индивидуальный график вождения». Но не думайте, что с вами будут сюсюкать, как с елочной игрушкой. На деле расписать, например, десять человек к одному инструктору сложнее, чем научиться водить машину.
  4. Не знаю, учат ли в Каменске-Шахтинском вождению на автомобилях с автоматической коробкой передач (в нашей школе таких авто не было), но лучше сначала освоить «механику».

Ну и так далее…

Отвечать на вопросы нужно молча и… нежно
В назначенный день мы собрались в МРЭО всей группой для сдачи экзаменов.
Первый – теория. Ее преимущество состоит в том, что полученные знания оценивает компьютер, это исключает претензии студентов и экзаменаторов друг к другу.
Мне попались легкие вопросы. Больше всего я переживал за штрафы и медицину, но до них дело даже не дошло: 18 вопросов были решены подряд, поэтому два последних вопроса компьютер оставил себе. «Экзамен сдан!» — с этим прощальным наставлением на мониторе я вышел из класса и присоединился к группе счастливчиков, которым предстояло пройти второй экзамен – на автодроме.
Когда на площадке я сел в машину, там меня уже поджидали инспектор ГИБДД и инструктор из автошколы. Прозвучала команда: «Начинайте движение!», и я повел своего железного «пони» — иного слова для «Дэу Матиз» и не подберешь – к «змейке».
Несколько зигзагов – и машина стоит перед «гаражом». В «гараж» нужно было закатить машину, используя зеркало заднего вида, но я наблюдал за попятным, развернувшись в кресле на 180 градусов. Инспектор ухмыльнулся. Я подумал, что этот оригинальный трюк, возможно, запрещен правилами экзамена, но тот махнул рукой на «горку», и мы подъехали к последнему препятствию.
На «горке» нужно было тронуться, не откатившись назад. Я выполнил сие действие без ручника, орудуя одними педалями. На вершине инспектор снова попортил нервы, спросив:
А почему вы трогались без ручника?
— Как учили…
Его пожатие плечами можно было расшифровать так: «У каждого своя правда». Я замер в ожидании вердикта.
Сдали, — оповестил он.

Старт — на стадионе, финиш — в субботу
На третьем этапе — в городе — пришлось повозиться. Это значит, что с первой попытки я вождение не сдал. Сначала попался на том, о чем умолчал инструктор, — при езде с пассажирами проверить, все ли пристегнуты ремнями безопасности. Из четырех человек, находящихся в салоне, — пристегнутым оказался только я. На пересечении Щаденко и Крупской инспектор сказал:
— Поверните налево.
Я прикинул траекторию, по которой нужно было совершить маневр, но неожиданно сделал слишком большую петлю и помешал «Шкоде», движущейся навстречу, совершить поворот. Это был, конечно, досадный момент. Затылком я почувствовал, что инспектор поставил галочку в документах.
— Найдите место для парковки, — провозгласил он.
Когда я это сделал, он сказал:
— Вы, конечно, поняли, что создали помеху встречному движению?
Я кивнул головой, памятуя о том, что чистосердечное признание облегчает наказание.
– Вы также не проверили, все ли пассажиры пристегнуты ремнями безопасности. Итого вы набрали шесть штрафных баллов. В следующий раз приходите в МРЭО через неделю. Пересдача экзаменов у нас по субботам.
С этими словами, означавшими только одно – «Не сдал!», я сразу вспомнил наставление инструктора: «Лучше все сдавать с первого раза!»

Неправильная остановка машины может привести к преждевременной остановке сердца
Во время следующей пересдачи, едва сев в машину, я сразу же выпалил:
— Все пассажиры, находящиеся в салоне, пожалуйста, пристегните ремни.
Если бы это помогло, я бы пропел эту фразу голосом Николая Баскова, но, как видно, в запасе у каменских дорог, состоящих в тайном сговоре с инспектором МРЭО, было еще много разных сюрпризов. Начав езду за здравие, я закончил ее, по мнению инспектора, за упокой: в одном месте не вовремя показал поворот, в другом – показал, но рано. Короче говоря, пока я выехал с виадука в город, в моем активе было девять полновесных баллов, которые говорили о том, что роман между корреспондентом «ПИКа» и межрегиональным экзаменационным отделом затягивается на неопределенный срок. Я, кстати, даже не помнил, где и что нарушил, но это уже было неважно.
Всю следующую неделю я изучал допущенные ошибки, благо их опись прилагалась к документам. Большинство ошибок были ни то ни се: не пристегнул ремень безопасности, несвоевременно подал сигнал поворота, нарушил правила расположения машины на проезжей части. Эти нарушения карались одним баллом, но как раз из таких «колов» тихой сапой складывалась общая сумма.
Третью пересдачу начинали с автодрома дорожного учебного комбината. Пока мы с напарницей вспоминали правила ПДД и необходимые рулевые манипуляции, выяснилась одна маленькая деталь: автошкола машину нам не даст. Даже за деньги. Мы неожиданно оказались на пороге экзамена, но без транспортного средства. Пять минут раздумий, и решение найдено. Как раз для таких, как мы, ДУК предоставлял в аренду автомобиль за 300 рублей сессия. С виду это была совсем не «бешеная табуретка», а наоборот, — «Дэу-Нексия», но за полчаса до экзамена она выглядела как пульт управления космическими кораблями, за который усадили папуаса, — одни лишь кнопки и мигающие лампочки.
По уже заведенной традиции я попросил всех пристегнуть ремни. Неуверенно тронулся. Пока привыкал к коробке передач, навстречу проскочили пара «матизов», и я чуть не прослезился от тоски по своей «табуретке».
С Героев Пионеров мы повернули на улицу Освобождения. Там одностороннее движение, и я приготовился к какой-нибудь закавыке со стороны экзаменатора. Она вскоре и последовала:
— Найдите место для остановки, — сказал капитан.
Поскольку в том месте стоял знак «Остановка запрещена», я решил тормознуть машину на противоположной обочине дороге (правила это разрешают на дороге с односторонним движением). Это был правильный маневр, но его выполнение, мягко говоря, оставляло желать лучшего. Впереди оказался заваленный мусором люк, и мы вместе с инструктором ударили по тормозам. Сей акт сразу мог бы подпасть под пункт «Действие кандидата, вызвавшее необходимость вмешательства в процесс управления транспортным средством с целью предотвращения ДТП». Но экзаменатор, наверное, давно думал про меня, что мое появление за рулем и есть своего рода дорожно-транспортное происшествие. Я остановил машину и уставился на инспектора одними ушами.
— Вы, по крайне мере, не забыли, что всегда нужно пристегиваться, — сказал он.
«Да уж, заучил на всю жизнь», — подумал я.
— У вас также была еще пара маленьких ошибок. Но в целом… Сдали…
Здесь можно было бы написать, что вздох облегчения вырвался из моей груди, и от такого порыва ветра машина чуть не поехала сама. Однако я сидел тихо, как в разведке, и желал только одного: чтобы инспектор не передумал.

Пешеход умер, да здравствует водитель!
В тот же вечер получили права. Очередь в МРЭО была совсем иного рода, чем по утрам: никто никуда не торопился, кто-то ходил вразвалочку, кто-то сидел, кто-то лежал.
Удостоверения «лепили» прямо при нас, как перед посетителями ресторанов, на глазах которых жарят свежепойманную форель. Сначала сделали фото. Потом попросили расписаться в документе. Вручение прав проходило без фанфар и шампанского, в строгой деловой обстановке.
— Ездите аккуратней, — почти по-отечески сказал на прощанье капитан.
Я кивнул и поспешил удалиться. Маленькое удостоверение, выражаясь языком Василия Шукшина, уже «жгло ляжку» и оттягивало карман. Где-то во вчерашнем дне был «город», казавшийся непреодолимым лежачим полицейским на пути к правам. Настроение было приподнятым.
Итого, приобщение к автомобильному прекрасному стоило моему кошельку почти в 20 тыс. рублей: 1300 рэ я потратил на медицинскую справку, 17500 — за обучение в автошколе, 800 рублей составила госпошлина и 300 рэ стоила аренда машины во время третьей попытки. С момента первого занятия в школе до последнего нажатия педали на экзамене прошло 4,4 месяца.

Продолжить чтение
Реклама
Может также заинтересовать

Другое в рубрике архив

Реклама

Реклама

Анонсы

Реклама
Реклама

Популярное

Реклама
Вверх